В течение некоторого времени в большинстве стран мира проводились гигантские кампании, чтобы побудить курильщиков бросить курить.. Одна из использованных стратегий — печать предупреждений о курении на пачках сигарет.
Такие предупреждения о курении в основном прошли два этапа. Вначале просто написали пометку типа: «Курение вредно для здоровья». или «Сигарета вызывает рак» и так далее. Позже выяснилось, что эти утверждения игнорировались большинством курильщиков.
Проверив это, было установлено, что изображения могут быть гораздо более убедительными для курильщиков. С тех пор, предупреждения о курении сопровождались фотографиями с четкими изображениями, показывающими статус различных органов с раком.
Несомненно, это образы, внушающие страх. Предложение было именно таким: внушить страх. Однако им это не удалось, почему?
«В возрасте семидесяти лет я ввел следующее правило жизни: не курить, пока я сплю, не бросать курить, пока я бодрствую, и не выкуривать более одного табака за раз».
-Марк Твен-
Предупреждения против курения и террор
Хотя страх — очень мощная сила, мотивируя бесконечность действий человека, правда в том, что в случае курильщиков это не дало желаемого эффекта. В исследовании, проведенном в Колумбии, было показано, что наиболее безразличны к этому типу сообщений именно те, кто больше всего курит: мужчины в возрасте от 21 до 25 лет.
Во всяком случае, в том же исследовании указывается, что кровавые изображения разлагающихся легких или почти разрушенных языков упускаются из виду 60% потребители сигарет. Почти все они просто не смотрят на фотографии и не останавливаются на них.
Дело в том, что практически все курильщики знают, что табак влияет на их здоровье. и поддержание хорошего органического здоровья не входит в число их приоритетов.
Курение — это гораздо больше, чем вредная привычка: это зависимость, которая также связана с трудностями в управлении тревогой. Таким образом, будущая угроза через предупреждения о курении не в том, чтобы заставить их бросить курить.
Парадоксальный эффект
В исследовании нейромаркетинга с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии, проведенном Мартином Линдстремом и доктором Джеммой Калверт в 2007 году, было показано, что, Когда курильщики смотрят на изображения с предупреждениями о курении, стимулируется область мозга, называемая прилежащим ядром.. Эта область активируется, когда тело чего-то очень сильно хочет.
Другими словами, означает, что предупреждения о курении имеют парадоксальный эффект: они стимулируют желание курить, а не уменьшают его.. Тех, кто участвовал в исследовании, спросили, кажутся ли им достоверными предупреждения, и большинство ответили утвердительно. Их также спросили, мотивируют ли сообщения бросить курить, и большинство ответили утвердительно.
Несмотря на это, то, что происходило в их мозгу под наблюдением МРТ, говорило об обратном. После тщательного анализа данных исследователи пришли к выводу, что изображения предупреждений вызвали у курильщиков значительную дозу беспокойства. Это, в свою очередь, заставляло их тянуть сигарету.
Nucleus accumbens
Сообщения, которые действительно работают
Все указывает на то, что, Многие люди курят именно потому, что не могут найти другого способа справиться со своим беспокойством, тогда не стоит вызывать больше беспокойства, чтобы убедить их бросить курить. Правда заключается в том, что в рамках того же исследования было замечено, что некоторые дополнительные сообщения действительно повысили интерес многих к отказу от курения.
Предупреждения о вреде курения, связанные с причинением вреда окружающим, в большей степени влияют на желание бросить курить.. Когда подчеркивается влияние пассивного курения на окружающих или на окружающую среду, также присутствует эффект тревоги, но он сопровождается серией размышлений о важности отказа от курения.
В любом случае, подобные кампании показывают нам, что инфантилизировать людей — не лучшая идея. Применение этой схемы «обвинение-наказание» неэффективно при сложном поведении, таком как зависимость.. Если игнорировать внутренние механизмы, которые приводят человека к «сознательному» вреду, пугающие предупреждения бесполезны или бесполезны.