Конкретный этап развития Piaget

Этап конкретных операций является частью теории развития, предложенной Жаном Пиаже., открытия которого сыграли фундаментальную роль в эволюции позитивной психологии. Согласно ему, мышление ребенка имеет уникальные характеристики, которые будут варьироваться в зависимости от стадии созревания и взаимодействия с окружающей средой.

В этой статье мы объясняем как работает логика ребенка, начинающего этап конкретных операций, как ты видишь мир и какие проблемы ты можешь решить.

Теория когнитивного развития Пиаже

Если что-то можно сказать о швейцарском психологе Жане Пиаже, так это то, что он полностью произвел революцию в теориях развития ребенка и концепции интеллекта, которых придерживались до тех пор. Со своей теорией развития, под сомнение, были ли дети менее компетентными мыслителями, чем взрослые или что они были созданы во власти окружающей среды, как считалось до 1940-х годов.

Таким образом, Пиаже с помощью гениальных экспериментов продемонстрировал, что инфантильные мыслеформы не уступают таковым у взрослых, но совершенно разные. Со своей теорией развития, описал младенцев как «маленьких ученых», которые активно работают с окружающей средой, экспериментируют и изменяют свое мышление на основе своих выводов.

Для Piaget, дети строят серию мысленных представлений о мире в соответствии со стадией своего созревания. Взаимодействуя с окружающей средой, они наблюдают несоответствия между этой ментальной картой, которой они обладают, и реальностью, которую они воспринимают. Это позволяет им постепенно модифицировать эту концепцию.

Конкретный этап развития Piaget

Этап конкретных операций

Пиаже разделил свою теорию развития на четыре основных этапа: сенсомоторную стадию, предоперационную стадию, стадию конкретных операций и, наконец, формальные операции. Все дети проходят этапы в одном и том же порядке на пути к мысли, которая развивается в сложности и абстракции.

Согласно теории Пиаже, стадия конкретных операций приобретается в возрасте от семи до одиннадцати лет. Тем не менее, автор признает существование большого индивидуального и культурного разнообразия. Этот третий этап теории развития считается основополагающим, поскольку считается началом логического или операционального мышления у ребенка.

На этапе конкретных операций, ребенок достиг достаточной биологической зрелости, чтобы начать действовать по правилам. То есть для этого этапа характерно развитие логического мышления, которое больше не требует стольких физических манипуляций. Кроме того, он позволяет гораздо более гибко отражать объекты, а не только их внешний вид.

Согласно экспериментам Пиаже, ребенок на стадии конкретных операций мог мысленно упорядочить серию палочек по размеру. Без необходимости физически манипулировать ими.

Этап конкретных операций: сериализация, классификация и сохранение

Согласно теории развития Пиаже, на этапе конкретных операций ребенок усваивает три основные операции, которые описаны ниже:

  • Сериализация — это возможность сравнивать элементы и упорядочивать их в зависимости от их различий. Эта операция необходима для работы с такими понятиями, как числа, время, измерения или ориентация. На практическом примере ребенок, еще не достигший стадии конкретных операций, имеет представление о времени, в котором нет разницы между одной минутой и одним часом.
  • Классификация — это способность, позволяющая классифицировать объекты по их характеристикам и определять, принадлежат ли они определенному набору или иерархии. Таким образом, ребенок, не овладевший навыками этапа конкретных операций, не поймет иерархических отношений между человеком и млекопитающим. То есть он не придет к пониманию того, что все люди — млекопитающие, но они не единственные млекопитающие среди живых существ.
  • Наконец, операция, относящаяся к сохранение относится к этому объект может быть таким же, несмотря на изменения внешнего вида. Другими словами, перераспределение элемента не повлияет на такие качества, как его масса, объем или длина. Возможный эксперимент в этом отношении мог бы состоять в том, чтобы показать ребенку стакан воды и налить его, не меняя количества, в стакан меньшего размера. Если бы мы спросили ребенка, еще не приступившего к этапу конкретных операций, есть ли такая же сумма, он ответил бы нам отрицательно.
Конкретный этап развития Piaget

Этап конкретных операций: «практическое дитя».

Теория когнитивного развития Пиаже заложила основы современной эволюционной психологии. Впервые было предложено видение особого и уникального мышления ребенка. Кроме того, они были описаны процессы биологического созревания и взаимосвязь с окружающей средой, лежащая в основе развития психических процессов.

Этап конкретных операций — это третий этап фаз, описываемых теориями Пиаже. На этом фундаментальном этапе, ребенок приобретет логические представления и получит более гибкое мышление. Основные операции, приобретаемые на этом этапе конкретных операций, — это сериализация, сохранение и классификация. Эти три навыка позволят вам более систематично решать проблемы.

Стадия конкретных операций часто описывается как рождение «практического ребенка», поскольку он прошел предыдущие стадии, связанные с обучением через деятельность и интуицию. Становится практичным ребенком, который перестает учиться методом проб или ошибок, приобретая логику маленького ученого.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: