Что такое когнитивная стимуляция в детстве? Процедура, которая включает в себя набор техник, стратегий и упражнений, направленных на улучшение когнитивных способностей или навыков человека.
давайте вспомним, Когнитивные навыки — это те навыки или способности, которые позволяют нам правильно обрабатывать информацию., такие как: внимание, память, планирование, восприятие, абстрактные рассуждения .
С помощью различных упражнений когнитивной стимуляции цель состоит в том, чтобы улучшить уже существующие у человека способности. Это возможно благодаря процессам и механизмам нейропластичности мозга. По функциям человека можно говорить о два типа когнитивной стимуляции:
- Познавательная тренировка: для людей с нормальной или оптимальной когнитивной функцией.
- Когнитивная реабилитация: для людей с нарушением когнитивных функций.
В любом случае, в этой статье мы обратимся к общей концепции когнитивной стимуляции, чтобы поговорить о ее использовании в детстве. Посмотрим, из чего он состоит конкретнее.

Когнитивная стимуляция в детстве
Когнитивная стимуляция может выполняться (адаптироваться в каждом случае) для всех возрастов и типов людей: молодых людей, пожилых людей, детей . Например, людей с каким-либо типом умственной отсталости или расстройства нервного развития или без него.
Здесь мы сосредоточимся на когнитивной стимуляции в детстве, так как это этап жизни, когда этот вид упражнений может быть очень полезным для познавательного и интеллектуального развития ребенка.
Важно отметить, что мозг обладает церебральной пластичностью (или нейропластичностью); согласно Колб и др. (2010), пластичность мозга «это способность нервной системы изменять свою структуру и функционирование на протяжении всей своей жизни в ответ на разнообразие окружающей среды».
Нейропластичность мозга обеспечивается регенерированием нейронов на функциональном и анатомическом уровне. через установление новых синаптических связей.
Мозг в детстве
Детский мозг — это не копия мозга взрослого «в миниатюре», а скорее мозг в непрерывном развитии, с ростом, часто головокружительным. Стимуляция, производимая окружающей средой, заставляет мозг видоизменяться посредством установления и консолидации многочисленных синаптических связей.
Улучшенная работа мозга
Именно в детстве мозг достигает наивысшей точки пластичности., И по этой причине им следует воспользоваться! Именно в этот период жизни мозг имеет больше возможностей адаптироваться к изменениям и использовать возможности, предлагаемые окружающей средой, особенно на когнитивном уровне.
Для этого есть когнитивная стимуляция, которая позволит увеличить синаптические связи и закрепить такие связи. Все это приведет к улучшению работы мозга ребенка, который станет быстрее и эффективнее передавать синаптическую информацию.
Важность при расстройствах нервного развития
Когнитивная стимуляция в детстве может проводиться у детей с нарушениями психического развития или без них, то есть у всех типов детей. Если мы обратимся ко второму случаю, помните здесь, что нарушения развития нервной системы вызваны аномальным развитием мозга или повреждением в раннем возрасте. Эти повреждения часто связаны с дефицитом или изменением когнитивных функций.
Наиболее частыми нарушениями развития нервной системы являются:
- Интеллектуальная недееспособность: возникает по нескольким причинам и в очень разной степени.
- Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ): где при невнимательном СДВГ особенно страдает внимание.
- Специфические расстройства обучения: например, дислексия, дискалькулия .
У многих детей с каким-либо типом расстройства психического развития наблюдается дефицит одной (или нескольких) когнитивных способностей, поэтому когнитивная стимуляция в детстве в этих случаях будет еще более необходимой и полезной. Как проработать каждую зону?
Когнитивные области: как с ними работать
Мы видели, из чего состоит когнитивная стимуляция в детстве. Сейчас, Над какими областями можно работать и как? Вкратце, мы рассмотрим наиболее важные области (хотя их больше) и способы работы с ними.
Конечно, нам придется адаптировать упражнения к эволюционному возрасту ребенка и его личным характеристикам.. Мы можем работать с манипулятивными материалами, бумажными карточками, планшетными или компьютерными приложениями и т. Д. Разнообразие подано!
Внимание
Согласно Реатеги (1999), внимание «представляет собой разборчивый и сложный процесс, который сопровождает всю когнитивную обработку, помимо того, что он отвечает за фильтрацию информации и распределение ресурсов, позволяющих внутреннюю адаптацию тела по отношению к внешним требованиям».
Например, при невнимательном СДВГ и согласно DSM-5 (Руководство по диагностике и статистике психических расстройств) внимание особенно страдает (особенно устойчивое и избирательное внимание). Устойчивое внимание состоит из концентрации на некоторой задаче в течение более или менее длительного периода времени; вместо этого избирательное внимание — это способность переключать фокус с одного стимула на другой.
На работу внимание, большинство упражнений для детей работают. Как мы видим, это очень глобальный процесс, который сопровождает все психические функции ребенка. Например, мы можем проработать это с помощью упражнений, в которых ребенок должен связать определенные предметы с их соответствующими силуэтами или связать слова с их изображениями, упражнения на запоминание или в которых определенные числовые точки должны быть соединены (и в порядке), чтобы образовать фигуру и т. Д.
объем памяти
Согласно Тулвингу (1987), память «это способность приобретать, сохранять и использовать знания или информацию». Майерс (1994), с другой стороны, считает, что это «хранилище разума», резерв накопленных знаний, в дополнение к любым признакам того, что обучение сохраняется с течением времени.
Память также нарушается при некоторых нарушениях развития нервной системы, такие как умственная отсталость.
При когнитивной стимуляции в детстве память можно проработать с помощью нескольких упражнений: классическая игра памяти, игра Саймона, карточки, на которых ребенку показывают разные элементы, а затем он должен составить список из объектов, которые он видел, и т. д.
В этом смысле существуют различные интерактивные приложения, которые позволяют работать с этим процессом более увлекательно и увлекательно; пример — платформа Neuronup.com (с которым вы также можете проработать остальные когнитивные навыки).

Планирование
Как и в случае с предыдущими концепциями, есть несколько определений способности планировать. По словам Стоунера (1996), планирование состоит из «процесса постановки целей и выбора средств для достижения этих целей».
Гудстейн (1998), со своей стороны, считает, что это «процесс постановки целей и выбора наиболее подходящих средств для их достижения, прежде чем предпринимать какие-либо действия».
Чтобы работать над планированием, мы можем использовать игры / действия в лабиринте (где ребенок должен нести предмет к цели), упражнения, в которых необходимо выбрать серию действий и упорядочить их для достижения цели, или упражнения, в которых последовательность действий должна быть упорядочена (наглядные или написано), чтобы построить рассказ. Это всего лишь несколько примеров, но есть тысяча способов сделать это.
«Они рассказали мне об этом, и я забыл об этом; Я увидел и понял; Я сделал это и научился этому «.
-Конфуций-