Когда изменения происходят из иррационального: communitas

Все, кто участвовал в паломничестве, знают, что это нечто особенное, но могут не знать, что такое коммунитас. Гуляя с незнакомцами и разделяя с ними цель, мы создаем особые связи. Судьба, общий путь и неожиданная близость творит чудеса.

Это явление изучал антрополог Виктор Тернер, считавший паломничества ритуалами, разделенными на разные фазы. Для него, паломничества состоят в том, чтобы покинуть общество и вернуться, но когда вы вернетесь, ничего не изменится. Для Тернера самым важным было сформировавшееся сообщество, те особые отношения, которые он называл коммунитас.

Фазы ритуалов

Ритуалы состоят из трех различных фаз, связанных между собой. Эти фазы — разделение, лиминальность и агрегация. На первом этапе, этапе разделения, люди отделяют себя от социального сообщества. Они отказываются от повседневной жизни, как физически, так и символически. В паломничестве этот этап — это подготовка чемоданов, соответствующие прощания, поиск информации о начавшемся опыте и т. Д.

Когда изменения происходят из иррационального: communitas

Вторая фаза, лиминальность, — это реализация пути, паломничества. На этом этапе люди отходят от обычных представлений о времени и пространстве. Время течет по-другому, на часы перестают постоянно смотреть, Они идут медленнее, наслаждаясь пейзажем, и момент становится важнее будущего. На этом этапе общий мотив также разделяется с другими паломниками, завершая паломничество или достигая следующего пункта путешествия. Это приводит к генерации общей идентичности.

Последняя фаза соответствует агрегации. Это конец паломничества. Пора домой, к привычному распорядку. Дорога окончена. Однако нет ничего прежнего. Паломники возвращаются более расслабленными и приобретают новый социальный статус. Скучные, рутинные дела выглядят иначе. Мелочи становятся важнее, а отношения с другими людьми — более приятными. Но что случилось?

Коммунитас

Из трех фаз ритуалов вторая, лиминальность, является центральной, наиболее важной. Во время этой фазы происходит что-то, что заставляет нас измениться, что-то, что меняет наш способ видения и понимания мира, то есть коммунитас. На этапе лиминальности не существует предшествующих социальных условий. Правила и ограничения, которые у нас есть ежедневно, исчезают, мы наслаждаемся расширенной свободой. Наш социальный статус больше не имеет значения, независимо от нашей профессии, нашего обучения или нашей религиозной веры. Все паломники на одном уровне, они одинаковые.

«Прогулка — это способ подшутить над современностью, сократить необузданный ритм нашей жизни и обострить чувства».

-Дэвид Ле Бретон-

Это анархическое государство способствует появлению коммунитас. По словам Тернера, Communitas — это дух сообщества. Это чувство социального равенства, солидарности и единства. В любом случае, это человеческая связь, состоящая из нерациональных эгалитарных связей. Остальные паломники без причины становятся нам равными. Хотя в других ситуациях они никогда бы не стали нашими друзьями, они стали больше, чем друзьями. Неважно, что мы разделяем или недалеко от этого момента. Это драгоценное, сейчас.

Коммунитас очень интенсивный. Это заставляет нас делать наши чувства более чувствительными, а нашу интуицию — более активной. Эмоции накаляются, а рациональное теряет смысл. Однако это состояние временное и обычно длится недолго.

Более того, коммунитас может разрушить порядок. Состояние, в котором обычные социальные нормы не работают, может привести нас к состоянию хаоса, в котором царит разрушение. Наоборот, communitas также может привести нас к творчеству. Это состояние может служить вспомогательным средством для создания новых норм и ценностей, а также помогать нам спасать утраченные ценности.

Когда изменения происходят из иррационального: communitas

Типы коммунитас

Тернер различал три разных типа коммунитас.: экзистенциальные или спонтанные коммунитас, нормативные коммунитас и идеологические коммунитас.

Спонтанная коммунитас возникает, когда происходит контркультурное событие. Когда вы участвуете в мероприятии, правила которого идут вразрез с текущей культурой. Нормативная коммунитас возникает, когда есть потребность в социальном контроле. Этот тип коммунитас происходит от спонтанных коммунитас, и паломничества относятся к этому типу. Наконец, яидеологический коммунитас встречается в утопических обществах. Люди разделяют идеалы, утопию.

В то время как спонтанная коммунитас происходит вне социальных норм, социальная структура, нормативные и идеологические аспекты находятся внутри социальной структуры. Таким образом, спонтанный коммунитас — самый свободный, тот, который способствует наибольшим изменениям.

резюмируя, добровольно покидая место жительства, пересекая новые земли и проходя через неизведанные состояния, приводит нас к коммунитас, который преодолевает разделение между людьми и ведет к социальному объединению. Если вы уже пережили этот опыт, вы уже знаете, как его назвать. С другой стороны, если вы еще этого не испытали, чего вы ждете?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: