Все более необходимо критическое отношение к СМИ, социальным сетям и другим формам информации. В мире, где доминируют маркетинг, политика и все новые направления мысли, социальное познание стало темой, которую изучают настолько, насколько это желательно. Социальные психологи и социологи, исследовавшие эту тему, описали ряд когнитивных искажений, в том числе и то, что нас беспокоит: эффект разбавления.
Если вас когда-либо поражало, как СМИ рассказывают вам что-то или как люди на них реагируют, мы подробнее рассмотрим эту предвзятость и то, как она влияет на нас. Не пропустите.
Когнитивные предубеждения: что это такое?
Мы говорим, что столкнулись с когнитивной предвзятостью когда восприятие, суждение или оценка факта искажены другими факторами, становится иррациональным. То есть это процессы, которые приводят нас к интуиции или заключениям, далеким от реальности.
Существует множество когнитивных искажений, поскольку они вызывают большой интерес из-за их огромной способности манипулировать впечатлениями. Эффект разбавления — один из них, но прежде чем мы углубимся в его объяснение, вот несколько примеров когнитивных искажений, на которые стоит обратить внимание:
- Взгляд в прошлое или апостериорное смещение: «Если бы я уже знал». Эта предвзятость относится к тенденции рассматривать события прошлого как предсказуемые, даже если никто не делал прогнозов на этот счет.
- Предвзятость при переписке или ошибка атрибуции: «Неужели он такой, чего вы ожидали?». Мы совершаем ошибку атрибуции, когда придаем слишком большое значение внутренним мотивам поведения, игнорируя или преуменьшая значение внешних или окружающих.
- Подтверждение смещения: «И во всем этом я прав». Это тенденция искать факты, подтверждающие наши теории или суждения.
- Предвзятость самообслуживания: «Я добился этого, но эта неудача была неудачей». Эта предвзятость проявляется тогда, когда существует большая тенденция приписывать успехи внутренним причинам, чем неудачам. То, что мы достигли, было достигнуто благодаря нашим заслугам, но неудачи приходят извне, это невезение или вина кого-то другого.
- Смещение памяти: «Это было там, я знаю». Предубеждения в памяти могут изменить воспоминание в пользу некоторых характеристик, привлекающих внимание. Существует много различных типов искажения памяти, но один из них вам знаком — это искажение экспозиции, когда объект больше выделяется в памяти из-за того, что вы с ним знакомы.
- Предвзятость ложного консенсуса: «Я говорю это, и все это говорят». Здесь мы говорим о склонности полагать, что собственные вкусы и убеждения более распространены, чем чужие. Например, художник впадет в это предубеждение, полагая, что подавляющее большинство людей интересуется искусством, но тот, кому оно не нравится, скажет, что людям это не очень интересно.
Эффект разбавления
Представьте, что вы видите в новостях очень печальную новость.. Некоторые о катастрофах с шокирующими изображениями, которые сильно пробуждают в вас сочувствие. И внезапно следующая история касается гораздо менее острой темы, например, показа на подиуме или прогноза погоды.
Или представьте, что кто-то комментирует вам политическую дискуссию и утверждает, что один из кандидатов вел себя легко и уверенно. Если к этой информации я добавил, что ел макароны и был очень пунктуален, то в принципе он не должен менять свое мнение об этом кандидате.
И какое это имеет отношение к эффекту разбавления?
Что ж, в течение долгого времени у нас есть исследования, подтверждающие, что да, что это нерелевантная или нейтральная информация, например, что съел кандидат или новости моды, изменяет суждение о диагностической информации -в данном случае выступление кандидата или шокирующая новость. Таким образом, новости не будут иметь такого большого влияния, и кандидат получит менее положительную оценку.
Это размытие релевантной информации внутри нейтрального и есть то, что называется эффектом разбавления. СМИ, управляющие впечатлениями, такие как реклама и политика, используют этот и многие другие методы для усиления своего влияния.
Далеко от политики или суждений о СМИ, правда в том, что знание того, как работает наш разум, снижает нашу уязвимость к попыткам внешних манипуляций. Если мы обеспокоены тем, что они будут манипулировать нашим мнением или что они маскируют нас под полезные предметы первой необходимости, которые полностью расходуются, у нас всегда есть ресурс, чтобы с умом и знаниями справиться с тем, что другие хотят от нас.