Эффект Ikea дает название любопытному факту, который многие из нас часто испытывают: удовольствие создавать вещи самостоятельно. Маркетинг своими руками был хитом в мире маркетинга на протяжении десятилетий. И это выходит далеко за пределы сферы DIY и мебели. Бизнес-психологи и рекламодатели знали об этой поразительной когнитивной предвзятости на протяжении десятилетий.
Кто еще и кто когда-либо делал это меньше всего: поставил стол, сделал торт из всех тех ингредиентов, которые уже приготовлены в коробке, или даже нарисовал картинку, на которой уже описаны форма и цвет, которые мы должны применить в каждом. часть полотна. Людям нам нравится чувствовать эффективность, когда мы можем что-то сделать своими руками.
Это чувство конкуренции заставляет нас гораздо больше ценить конечный продукт, будь то предмет мебели, десерт или даже красить волосы самостоятельно. Это хорошо известно компаниям, и из-за этого цена того, что мы приобрели, становится выше. Потому что, помимо того, что может показаться, тот факт, что клиент собирает свой собственный гардероб, не делает его более экономичным.
Мы анализируем это.
Эффект Ikea: пять характеристик, которые мы должны знать
Эффект Ikea почти такой же старый, как сама шведская транснациональная корпорация. тем не менее, это когнитивное предубеждение было впервые придумано в 2011 году.. Доктора Майкл И. Нортон из Гарвардской школы бизнеса и Даниэль Мочон из Йельского университета описали в своем исследовании тенденцию гораздо больше ценить продукт, когда мы делаем его сами.
В этой работе можно увидеть то, что Когда потребители сами собирали мебель, они повышали ценность конечного продукта. Возникла своего рода нежная связь с той кроватью, которую они собрали, с тем столом, который они собрали, или с теми стульями, которые они получили по отдельности. Теперь была деталь, а именно то, что эта сборка не должна быть чрезмерно сложной.
Теперь эффект Ikea говорит нам гораздо больше .
Даже если вы думаете иначе, вы не платите меньше
Стратегия для крупных компаний разумная и очень выгодная. Люди, ответственные за это исследование, Нортон и Мочон, обнаружили, что эффект Икеа означает, что чем больше мы пытаемся что-то сделать, тем больше мы это ценим. Это заставляет нас не осознавать, что на самом деле, мы платим больше за продукт, который должен стоить намного меньше (поскольку производитель избегает затрат на сборку).
Такие компании, как сама Ikea и Build-a-Bear (создайте своего собственного плюшевого мишку), следуют этой бизнес-модели. Более того, есть еще один факт, и это то, что мы ошибочно полагаем, что, поскольку именно покупатель собирает мебель, цена, которую мы видим, является экономичной. Когда на самом деле это не так.
Эффект Икеа, даже если мебель кривая, это «моя мебель»
Эффект Ikea также основан на другом любопытном когнитивном предубеждении: одаренности. Этот термин говорит нам, что иногда мы создаем чувство ответственности за то, что мы сделали сами. Неважно, например, что этот стол в комнате криво. Это мой столик, потому что я его собрал, потому что я потратил почти два часа на его сборку, и поэтому этот предмет является частью меня. Хотя конечный результат не идеален.
То же самое и с тем, что мы готовим. Иногда мы можем съесть это, даже если оно нехорошее, потому что, в конце концов, мы сами приготовили его.
Самоэффективность и потребность в компетентности
Есть что-то примечательное в том, что готовят тот торт, для которого нам уже выдают все ингредиенты в коробке. Определенное удовольствие доставляет и сборка туалета или двухъярусной кровати для наших детей. Эти задания дают нам приятное чувство собственной эффективности.. И немногие вещи имеют такое положительное подкрепление, как то, что мы видим, что у нас все хорошо, что, следуя этим инструкциям, этот предмет мебели или этот торт выходит так, как мы ожидаем.
Люди нам нужен опыт эффективной конкуренции, чтобы улучшить наше видение самих себя. Таким образом, с эффектом Ikea часто случается то, что когда люди заканчивают сборку или изготовление продукта, они делятся им со своими близкими. Нам нравится, когда друзья и семья «видят или пробуют то, что мы сделали для себя».
Когда на самом деле это действие и эта сенсация уже предвидены крупными компаниями. Это то, что они хотят, чтобы мы чувствовали, потому что таким образом мы не понимаем, что этот продукт имеет цену, которая на самом деле не соответствует ей .
Сделай сам из собственного сырья и без инструкций
Есть гораздо более полезный подход, который может вернуться к нашему психологическому потенциалу. Давайте вводить новшества, давайте использовать самый радикальный творческий подход и создавать наши продукты, не прибегая к чему-то уже готовому.. Мы можем, например, приготовить великолепный десерт без тех препаратов, которые продаются в супермаркетах.
Иногда нет ничего более интересного и полезного, чем восстановление старой мебели для нового использования. По сути, есть еще много формул, с которыми можно почувствовать себя компетентным и получить прекрасный конечный продукт. Эффект Ikea все чаще встречается на нашем рынке. и стоит определить, когда они нам продают.