В эти времена эйфории печаль обычно рассматривается как чума, которую необходимо искоренить, как только появятся уши. Наверняка с вами случалось, что при первом же жесте уныния кто-то спрашивал вас: «Почему ты грустишь?» И никогда не знаешь, искренний ли это вопрос или секретное утверждение. Кажется, что сожаления, собственные или чужие, невыносимы почти для всех.
Прежде чем узнать, что с вами происходит, они обычно предлагают вам перестать испытывать то, что вы чувствуете. «Давай, оставь это лицо», — говорят они, потому что это лицо — лицо печали, на которое никто не хочет смотреть. Кажется, что в мире нет места нашей печали.
Материал печали
Я пошел в кино, и в фильме была показана череда нападений мужчины на свою жену. Он сначала ударил ее, а затем швырнул об стену. Она кричала и стонала. Затем он разорвал ее платье, повалил на пол и пнул ногой. Пострадавшая попыталась убежать, но мужчина набросился на нее, тряс за уши, а затем начал кусать ее икры, как собаку. В этот момент все в комнате весело рассмеялись, хотя, конечно, это не входило в намерения режиссера.
Вы заметили, что комикс сделан из того же материала, что и трагедия? Серьезно. Примечание: кто-то сначала идет лицом на улицу, но перед тем, как удариться о землю, он делает пару полусальто в воздухе, пытаясь удержать равновесие, а затем падает на ягодицы. Могли бы вы поклясться, что вам не хочется смеяться? Трагедия и комедия. Немного преувеличьте свою печаль, сделайте еще два шага, и вы найдете смех.
«Я страдаю слегка смехотворной грустью», — сказал поэт. Мы могли почти уверить себя, что слезы и смех — это два уровня одного и того же состояния ума. Но ни то, ни другое нельзя достоверно испытать, когда есть отрицание или насыщение стимулов. В этом случае возникают депрессия и эйфория, которые также являются двумя уровнями одного и того же невроза.
Ценность печали
Печаль просто напоминает нам, что мы живы и что на нас влияет человечность нашего состояния. Смех — это способ принять, вызвать абсурдность и ограниченность этого состояния. Оба связаны с близким контактом с реальностью, сначала как сенсибилизация, а затем как переваривание того, что в принципе трудно было проглотить.
Есть много вполне веских причин для грусти. Столкнулся с потерей или разочарованием. Иногда просто, когда мы осознаем очевидные ограничения, которые есть у нас как у людей. Никто не совершенен и никто не завершен. Иногда мы желаем этого, но мы можем признать, что это невозможно, и некую грустную дури овладевает моментом.
Печаль, как и многие другие человеческие эмоции, ценна, если она переживается как преходящее состояние осознания, которое дает нам иногда более глубокий контакт с теми реальностями, которые обычно кажутся нам очевидными. Из печали возникли прекрасные произведения искусства, которые парадоксальным образом также напоминают нам о счастье творения.
Не всякая печаль патологична, и вовсе необязательно, чтобы при малейшем намеке на меланхолию вы отчаянно искали облегчения. Это требует большего внимания с вашей стороны, если ведет к усилению бездействия и безнадежности. Тем не менее, печаль также дает вам нечто ценное: напоминание о том, что есть незавершенные счета на вас, и что пора наверстать упущенное.