Феномен phi (φ) — это оптическая иллюзия, которую наш мозг создает, заставляя нас поверить в то, что фиксированная фигура находится в движении.. Фактически, школа гештальт определила и ввела в обращение этот термин в 1912 году, служа, в свою очередь, для демонстрации чего-то важного: восприятие выходит за рамки наших чувств, за пределы того, что мы видим или чувствуем. На самом деле, это всего лишь интерпретация нашего мозга.
Тема, несомненно, намного интереснее, чем нам может показаться. Эти типы изображений привлекают наше внимание ко всем нам, на которых, кажется, дрожат поразительные фигуры самых разных форм и цветов., двигаться, застенчиво качаться перед нами . Знание того, что это движение ненастоящее, предполагает небольшое воздействие, которое заставляет нас усомниться в нескольких вещах.
Мысль о том, что воспринимаемый стимул не соответствует реальному стимулу, заставляет нас сначала думать, что с нами что-то не так. Это наши чувства? Это проблема со зрением? Абсолютно, что касается феномена фи и оптических иллюзий, у нас все в порядке.
Однако, как указывает американский нейробиолог Дэвид М. Иглман, автор таких книг, как «Инкогнито», «Тайная жизнь мозга», Первый урок, который мы должны усвоить о наших чувствах, заключается в том, что мы не должны им доверять. Простой факт того, что что-то видишь своими глазами, не значит мало того, что что-то действительно существует.
Мозг интерпретирует, строит и перестраивает, изобретает и вводит аксиомы в наш разум, чтобы попытаться придать чему-то определенную логику, когда он, например, воспринимает недостатки или пробелы в том, что он видит нашими глазами. Этот тип открытий, по сути, был ключом к развитию гештальта.
«Целое больше, чем сумма его частей»
-Макс вертхаймер-
Феномен фи (φ), столп гештальта
Макс Вертхаймер (1880-1943), основатель школы гештальт, первым описал так называемый феномен фи в области науки.. Он сделал это с помощью исследования под названием Экспериментальные исследования восприятия движения (1912), с помощью которого были заложены основы психологии восприятия.
Таким образом, и как это происходит в большинстве открытий, Случай заставил доктора Вертхаймера найти стробоскоп на вокзале. После этой любопытной находки он задумался, что создало это увлекательное явление. Он знал, что эта игра геометрических фигур не в движении. Однако его глаза сказали ему, что это так. Он назвал этот факт «феноменом φ», чтобы отличить его от β (бета), когда у стимула действительно есть реальная и логическая способность двигаться.
В этих типах фигур что-то произошло, и доктор Вертхаймер хотел понять, чем это вызвано.
Феномен фи и ложное движение, ошибка мозга?
Феномен фи во многих отношениях отличается от классических оптических иллюзий.. Начнем с того, что обычно есть ряд похожих фигур. Это все еще изображения; Однако, если эти изображения воспроизводятся на наших глазах одно за другим и с определенной скоростью, у нас будет ощущение, что они движутся, хотя на самом деле это не так.
- Макс Вертхаймер показал, что если мы показываем последовательность статических изображений с определенной скоростью, наш мозг интерпретирует их как что-то движущееся.
- Это явление, в свою очередь, связано с постоянством сетчатки. Эта концепция основана на идее, что изображения остаются «отпечатанными» на нашей сетчатке в течение небольшого фрагмента секунды. Если мы быстро передаем человеческому глазу множество изображений, мозг не сможет изолированно отличить одну фигуру от другой.
- Это означает, что он в конечном итоге интерпретирует (ошибочно), что это один и тот же объект в движении.
Следует отметить, что это исследование Макса Вертхаймера и его теория феномена фи способствовала развитию кино, когда классические кадры сменяли друг друга. Фактически, именно Хьюго Мюнстенберг заинтересовался этой идеей, чтобы придать ей форму в 1916 году.
Феномен фи, отправная точка гештальт-школы
Важно отметить, что феномен Фи не был новшеством Макса Вертхаймера в мире научной психологии.. Фактически, в области фотографии этот тип восприятия уже был известен. Фактически, одним из самых известных экспонентов был британский фотограф Идверд Мейбридж (1830-1904).
Его работа была новаторской для своего времени. Мы были в 1878 году и Мейбридж уже изобрел то, что он назвал хронофотографией.. Одна из его самых известных работ — это фотографирование движений лошади и ее всадника во время скачек благодаря использованию 24 камер, установленных на трассе. Получив и проявив изображения, я понял, что воздействие на них определенной скорости приводит к реальному движению.
Хотя для некоторых это явление не было чем-то новым, для области гештальта работа Вертхаймера была эффектом, который изменил все. Мы не можем забыть, что эта школа психологии заложила основы изучения ощущений и восприятия. Для теоретиков вроде самого Вертхаймера, а также для Вольфганга Колера или Курта Коффки то, что мы воспринимаем, не является изолированным стимулом.
Фактически, мозг всегда стремится сгруппировать все, что мы видим, чтобы создать единое целое, управляемое чувством согласованности и интерпретирующей логикой. Поэтому, например, он предпочитает думать, что эта последовательность изображений — это не отдельные фигуры, а один и тот же движущийся объект. Понимание этого экономит силы, это проще.
Однако и здесь возникает проблема, это не что-то реальное. Как говорит нейробиолог Дэвид М. Иглман, никогда не повредит не доверять на 100% всему, во что мозг заставляет нас поверить .