Джотто, встреча искусства и веры

Джотто ди Бондоне, родился между 1266-1276 годами в Веспиньяно, недалеко от Флоренции, Италия.. Он был самым важным итальянским художником 13 века. Многие искусствоведы считают его творчество поворотным моментом в развитии искусства в Европе.

Его новаторские работы указывали на стиль эпохи Возрождения, который разовьется столетием позже.. На протяжении почти семи веков Джотто считается отцом европейской живописи и первым из великих итальянских мастеров.

Для многих исследователей атрибуция их работ остается проблематичной и часто весьма умозрительной.. Это связано с тем, что мало что из его жизни и немногие его работы задокументированы, а также из-за сложности следования стилистической хронологии.

Ранняя жизнь Джотто

Большая часть биографии и художественного развития Джотто была выведена из свидетельств сохранившихся работ.. Тем не менее, многие из этих работ нельзя с уверенностью приписать ему.

Рассказы о его жизни и творчестве по большей части относятся к концу 14 века.. Джорджо Вазари, художник и историк искусства, описал Джотто в своей знаменитой книге «Жизнь самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов».

Джотто, встреча искусства и веры

Год его рождения Джотто относится к 1266/67 или 1276 годам. Разница в 10 лет имеет фундаментальное значение для оценки его первоначального развития. Это различие имеет решающее значение для проблемы атрибуции фресок в церкви Сан-Франциско в Ассизи..

Известно, что Джотто умер 8 января 1337 года, о чем свидетельствует хроника Виллани. В этой хронике говорится, что Джотто было 70 лет, когда он умер.

Всегда считалось, что Джотто был учеником выдающегося художника Чимабуэ.. Чимабуэ считается самым выдающимся художником Италии конца 13 века.

Чимабуэ попытался сломать, как ни один художник прежде, мощью реальности и силой воображения стилизованные формы средневекового искусства.. Таким образом, Джотто был вдохновлен его способностью рисовать и умением привносить драматическое напряжение в свои работы.

В произведениях Джотто человек — исключительный субъект в контексте великой христианской драмы жертвы и искупления.

Для сравнения: все его предшественники и большинство его непосредственных преемников рисовали кукольный спектакль с безжизненными манекенами. Джотто порвал с византийской традицией и уступил эмоциональность францисканскому подходу к христианству..

Проблема Ассизи

В исследованиях Джотто есть фундаментальная проблема: атрибуция фресок Ассизи.. Действительно ли Джотто писал картины в Ассизи? и, если да, то что вы нарисовали?

Нет никаких оснований сомневаться в том, что он действительно работал в Ассизи.. Об этом свидетельствует давняя литературная традиция, восходящая к хронологическому составлению Риккобальдо Феррарезе в 1319 году.

Есть свидетельства работ Джотто в большой двойной церкви Сан-Франциско.. Джотто приписывают несколько фресок в верхней и нижней церквях.

Самым важным является цикл из 28 сцен из жизни святого Франциска Ассизского, написанных в нефе верхней церкви. Кроме того, ему приписываются францисканские добродетели и некоторые другие фрески в нижней церкви.

Большинство этих сцен революционны в своем выражении реальности и человечности. Акцент на драматический момент каждой ситуации и внутренняя реальность человеческих эмоций находят сильное отражение, решительными взглядами и жестами.

Однако в XIX веке было замечено, что все эти фрески, хотя и схожи по стилю, не могли быть написаны одним и тем же авторством.. Скептицизм и вера в то, что фрески Ассизи и Цикла Святого Франциска датируются периодом после смерти Джотто. От этого крайнего взгляда обычно отказались.

Легко понять, что Джотто в молодости был настолько успешен, что ему было поручено самое важное задание — написать официальную биографию святого Франциска, написанную около 1266 года святым Бонавентурой. Нынешний мысленный образ Сан-Франциско во многом исходит из этих фресок.

Джотто и римский период

Три основные работы приписываются Джотто в Риме.. Это большая мозаика Христа, идущего по воде (La Navicella), расположенная над входом в Сан-Педро; расписной алтарь кардинала Стефанески (Музей Ватикана); и фрагмент фрески Бонифация VIII, провозглашающего юбилей, в Сан-Джованни-ин-Латерано (Святой Иоанн Латеран).

Подобные проблемы с атрибуцией возникают и для этих римских произведений.. В этот период Джотто, возможно, также сделал Распятие в Санта-Мария-Новелла и Богородицу в Сан-Джорджо и Массимилиано делло Спирито Санто (оба во Флоренции).

Джотто, встреча искусства и веры

Падуанский период

Цикл фресок в капелле Падуи, известной как капелла Скровеньи, является примером раннего развития Джотто.. Часовня была основана в 1303 году и освящена 25 марта 1305 года. На них основатель изображен предлагающим модель церкви на огромном Страшном суде, покрывающем всю западную стену.

Остальная часть небольшой голой церкви покрыта фресками на трех уровнях. Эти фрески представляют собой сцены из жизни Хоакина и Аны, жизни Богородицы, Благовещения (в хоровой арке), жизни и Страстей Христовых, завершающихся Пятидесятницей.

Ниже этих трех повествовательных полос находится четвертая, содержащая монохромные олицетворения добродетелей и пороков.. Фрески находятся в относительно хорошем состоянии и обладают огромной повествовательной силой.

Наследие Джотто

Джотто добился большой личной славы в собственной жизни. Данте упоминает его в «Божественной комедии», которая закрепила известность, сопровождавшую его в Италии четырнадцатого и пятнадцатого веков. Из «Божественной комедии» вокруг имени Джотто складывалось множество легенд.

«Искренние друзья этого мира — как огни кораблей в самые бурные ночи».

-Джотто-

Джотто считается человеком, который отошел от средневековья и возвестил о современности.. Их истинные преемники появились только в эпоху Возрождения, с Мазаччо и Микеланджело.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: