Александр Лурия, биография пионера нейропсихологии

Александр Лурия был, пожалуй, первым нейропсихологом в строгом смысле этого слова. Эта область знаний объединяет знания неврологии и психологии, что сегодня кажется очевидным, но менее века назад это было экзотикой.

Большим вдохновителем Александра Лурия был Лев Выготский, с которым он познакомился в Москве, когда только начинал свою карьеру. Он оказал такое влияние на Лурию, что часто говорят, что работы этих двух людей неразделимы и что один был беспрецедентным развитием другого.

На самом деле многие считают Александра Лурия первым исследователем, который полностью согласовал выводы о нервной системе и ее связи с поведением. Его вклад был решающим, чтобы углубить область знаний, которая только зародилась в 20 веке.

«Разговор — это чудо».

-Александр Лурия-

Александр Лурия, биография пионера нейропсихологии

Становление Александра Лурия

Александр Лурия родился 16 июля 1902 года в Казани, Россия. Его матерью была Евгения Викторовна Хасскина, стоматолог, а отцом Роман Альбертович Лурия, врач. Оба они были евреями и дали сыну хорошее образование. Александр говорил на нескольких языках и унаследовал любовь родителей к науке.

Лурия начал школьный этап в 7 лет, но ему пришлось прервать его из-за русской революции. Спустя годы он получил докторскую степень в Казанском университете, куда поступил, когда ему было 16 лет. Затем он получил докторскую степень по психологии в Московском медицинском институте в 1921 году.

В 1922 году Александр Лурия участвовал в создании Казанского психоаналитического общества. В то время его чтения были сосредоточены на работах Фрейда и Юнга. Позже он начал свою карьеру профессором Академии психологических наук тогдашнего Советского Союза.

Он познакомился с Выготским на съезде психоневрологов в 1924 году. После этого они оба работали в Московском институте психологии, секретарем которого был Лурия. Выготский стал их наставником, и вскоре они начали приносить плоды этой счастливой встречи.

Нейропсихология

Александр Лурия критиковал теории Павлова в 1925 году. Это привело к тому, что он был отрезан от научной элиты Советского Союза вплоть до смерти Сталина. Лурия понимал, что его позиции по отношению к обществу и культуре не место в диктаторском режиме, и поэтому он посвятил себя изучению мозга.

В то время преобладал так называемый «локализационизм», позиция, в которой главный интерес состоял в том, чтобы выяснить, какая область мозга что делает. У Лурии было иное видение. Он предложил правильную идею о том, что функции выполняли не фрагменты мозга, а то, что это были плоды сложных функциональных систем.

Лурия уделяла много внимания изучению языка. В частности, его интересовало, что происходит в случаях афазии. Это языковое расстройство, характеризующееся трудностями или неспособностью общаться. Александр Лурия стремился установить связь между этим расстройством и мышлением.

Александр Лурия, биография пионера нейропсихологии

Новаторская работа

Во время Великой Отечественной войны Александра Лурия отправили в прифронтовой военный госпиталь в Кисегач. Там он имел возможность воочию наблюдать, как травмы головного мозга влияют на способности и поведение. Многие солдаты пришли к нему с травмами головы, и в этих ужасных обстоятельствах он смог продвинуться вперед.

Лурия разработал тесты, чтобы показать влияние травм на когнитивные способности. По ним он определил когнитивные расстройства и указал их местоположение, чтобы нейрохирурги могли прооперировать их. Он также смог более глубоко изучить влияние травм на язык.

В конце войны Александр Лурия продолжал исследовать взаимосвязь между языком и мышлением, но теперь он сосредоточился на детях с ограниченными интеллектуальными возможностями. В 1968 году его имя стало частью Академии наук США. Он прожил в Москве до самой смерти от сердечного приступа в 1977 году в возрасте 75 лет.

Открытия Александра Лурии нашли отражение в таких книгах, как «Ощущение и восприятие» (1975); Роль языка в развитии поведения (1979); Язык и поведение (1984); Историческое развитие познавательных процессов (1987); Вербальное поведение (1988) и Мозг в действии (1988).

Его работа была фундаментальной для понимания работы мозга и разработки методов реабилитации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: