Все мы знаем одного или нескольких людей, которые, кажется, были рождены с особым даром — умением руководить., организовывать, командовать, отдавать приказы, вводить новшества, мотивировать или направлять действия других. Мы могли бы говорить о десятках функций, которые будут составлять разные типы лидерства, однако будет легче рассмотреть характеристики каждого из них.
Прежде всего, следует отметить, что установки различных типов лидерства поддерживаются несколькими столпами, которые мы можем легко определить. Например, в развитии хороших социальных навыков, способности сопереживать, не нанося ущерба конечным целям, преследуемым группой, интуиции, которая позволяет быстро и эффективно выбирать те аспекты, которые имеют отношение к группе, отвлекающим факторам и т. Д. .
Наверняка каждый из нас встречал одного или нескольких подобных людей на протяжении всей своей жизни или, возможно, мы сами являемся одним из них. Но будьте осторожны, давайте не впадать в банальную чушь, потому что мы должны помнить о двух аспектах, когда говорим о лидерстве.
Аспекты, общие для всех типов лидерства
Как мы уже отмечали, необходимо учесть два момента, прежде чем мы сможем назвать человека лидером, независимо от того, какие действия он совершает:
- С одной стороны, не все люди, которые работают волонтерами или пытаются стать лидерами группы, обучены лучше всего выполнять эту руководящую роль в самой группе.
- С другой стороны, как и во всех установках, благоприятствующих потоку социальной желательности, правда в том, что людей, считающих себя затронутыми жезлом лидерства, больше, чем на самом деле.
Прикоснулся к палочке? Дело обстоит сложнее. Да, больше, чем волшебство или факт разговора о способности, в которой наша генетика может иметь соответствующее влияние.
Чтобы сделать это краткое введение, мы даже отложили в сторону уверенность в том, что, копаясь глубже, мы не можем игнорировать: человек, который является хорошим лидером для группы –Который имеет определенные характеристики и цели — не обязательно для другого. Фантастический пример тому — не командные виды спорта.
Редко бывают выходные, когда тренера не освобождают от должности. Тренеры, которых увольняют в большинстве случаев из-за того, что они не знают, как правильно руководить группой, которую они возглавляют, и не столько за то, что они более или менее умелые, когда дело доходит до привития технических аспектов, связанных со спортом, в котором они тренируются.
Проблема в том, что один и тот же рецепт не работает для разных групп, что способ работы, требуемый командой, созданной с ограниченным бюджетом, отличается от того, который требуется другой, полной звезд.
5 типов лидерства, выросшие из исследований в области групповой психологии
Слово лидерство в психологии связано с именем и экспериментом: экспериментом, проведенным Куртом Левином в контексте Второй мировой войны. В этих исторических рамках мы являемся свидетелями прихода к власти нескольких диктаторов, которые смогли убедить большое количество людей поверить в свой проект, независимо от того, был ли он неправильным.
Таким образом, подчеркивается проблема, которая не потому, что кажется очевидной, более не актуальна: для появления нового лидера должен быть вакуум власти или решительный допрос уже установленного.
Если мы продолжим тянуть историческую нить, мы сможем оценить, как Интерес к изучению лидерства, изначально возникший в военно-политической иерархии, распространился на другие сферы., например, образовательные, спортивные, примеры которых мы приводили ранее, или бизнес.
Другими словами, поскольку было показано, как лидерство и различные типы лидерства влияют на производственный аспект, это стало вопросом всеобщей значимости.
В настоящее время у нас, к сожалению, нет единой классификации стилей лидерства. Итак, мы собираемся описать один из самых практичных и признанных в групповой психологии. Эта классификация различает пять типов лидерства, на два больше, чем те, которые изначально были установлены Куртом Левином.
1. Делегативное руководство (невмешательство)
Мы говорим о невидимом лидере или о том, что можно сделать, когда осуществляется делегативное лидерство. Это своего рода менеджер, задача которого — распределять задачи. Это особенно эффективно в группах, состоящих из хорошо обученных и мотивированных людей, которые просто ждут, когда кто-то укажет им направление, которому они будут следовать.
Другими словами, этот тип лидера — это тот, кто гарантирует, что руководящие принципы служат связующим звеном или каналом связи с остальными членами группы. Опасность делегативного лидера возникает из-за ситуаций, когда их действия необходимы, и они не вмешиваются. Другая опасность этого типа лидерства — это опасность расслабление. Когда руководитель только делегирует полномочия, иногда другой работник может расслабиться и перестать правильно выполнять свою задачу.
Как они утверждают Эскандон-Барбоса и Уртадо-Аяла (2016), «Важно помнить, что слишком большая свобода, предоставленная сотруднику, может привести к низкие уровни производительности, так как важно иметь контрольный орган, оценивающий производительность труда сотрудников и влияние их решений на компанию «.
Мы находимся перед лидером, который грешит, грешит по умолчанию, и поэтому дестабилизирующий элемент легко может заставить все выйти из-под контроля. Примером делегативного лидера может быть Гэндальф в этой сцене.
2. Автократическое лидерство
В отличие от предыдущего лидера, автократический лидер — интервенционистский лидер. Канал этого лидера однонаправлен, поскольку он только говорит, но не слушает группу, которую возглавляет. С другой стороны, он обычно очень контролирующий лидер и особенно хорошо работает в тех группах, которые, будучи мотивированными, имеют много сомнений в том, как выполнять порученные им задачи.
Опасность этого лидера заключается в том, что он может действительно демотивировать группы, которые очень подготовлены, заставляя всех падать со скалы, как только он решил — не зная об этом — пойти к нему.
Автократический лидер часто питает чувство превосходства над людьми, которых он возглавляет, загрязнение, которое может сделать описанное выше предупреждение намного более опасным. Пример авторитарного лидера в истории — Маргарет Тэтчер.
В соответствии Карбо и Перес (1996), Негативных сторон этого типа лидерства несколько. Один из этих аспектов — наличие сложные отношения между членами группы. Люди очень эгоистичны и в значительной степени подчиняются лидеру. Авторы заявляют, что «коллективное исполнение сначала увеличивается, но в долгосрочной перспективе он уменьшается как следствие растущего разочарования и возникающих защитных реакций «.
3. Демократическое руководство
Как вы уже догадались, это имеет прямое отношение к оправданию многих западных политических систем. Демократический лидер пытается максимизировать коммуникативную двунаправленность. Лидерство, но при этом не забывая о важности восприимчивости к отзывам группы относительно их решений. Более того, именно постоянный консультационный элемент характеризует этот тип лидерства.
Карбо и Перес (1996), укажите, что под этим руководством «групповое сознание относительно сильно, что
отражает с выражения, с помощью которых они относятся к коллективу, а не к индивиду«. Что касается результатов, то «они ниже результатов, достигнутых при авторитарном руководстве, но даже в этом случае проделанная работа показывает большая оригинальность, что мы можем отнести к возможности свободно выражать идеи и поощрять творчество«.
Он хороший лидер для групп, которые подготовлены, но не имеют особой мотивации. Ощущение, что к ним прислушиваются, может быть лучшим лекарством от этого дефицита, что значительно увеличивает их интерес как к процедурам, так и к целям. Пример демократического лидера в истории — Нельсон Мандела.
4. Транзакционное лидерство
Транзакционное лидерство сосредоточено на целях. Лидер берет на себя роль хранителя мотивации группы. Действует путем присуждения вознаграждений или наложения штрафов в зависимости от результатов деятельности или интереса.
Этот тип лидера, если он умеет выполнять свою задачу, хорош для длительных и утомительных процессов, в которых группа не имеет и не может легко найти внутреннюю мотивацию, связанную с самой задачей, в том, что она должна делать.
Таким образом, будучи способным вознаграждать только те, которые являются внешними, хорошим лидером будет тот, кто сосредотачивается на его распределении и умеет делать это эффективно.
Опасность этого типа лидерства заключается в том, что окружает цель, например в среде внутри самой группы, которая часто страдает от конкуренции перед лицом этих вознаграждений, о которых мы говорим (продвижение по службе, отпуск, гибкость и т. Д.). Примером транзакционного лидерства являются футбольные тренеры.
5. Трансформационное лидерство
Трансформационное лидерство имеет лидера, сосредоточенного на мотивации группы, но на задаче. Его намерение состоит в том, чтобы группа достигла своих целей, да, но без недооценки других целей. Эти боковые цели могут быть самыми разными и разнообразными: приобретение компетенций членами группы, климат, который создается внутри группы, забота об окружающей среде и т. Д.
Этот тип лидера особенно хорош, когда ему приходится руководить группой, не обладающей высокой степенью знаний или мотивации, и на которую не оказывают большого давления для достижения некоторых основных целей. Пример харизматического лидерства — Джон. Ф. Кеннеди.
Как мы видим, типы лидерства, выявленные в результате исследований в области групповой психологии, представляют собой вполне определенные профили. Однако, руководя группой и руководя ею, лидеры не всегда ведут себя уникально, но разнообразие обычно является нормой.