Теории развития детей объясняют, как дети растут и меняются в детстве. Эти теории сосредоточены на различных аспектах развития, а также на социальном, эмоциональном и когнитивном росте. Но не все теории детского развития подчеркивают одни и те же аспекты, поэтому мы можем извлечь пользу из всех, когда дело касается обучения и понимания детей.
Почему важно изучать, как дети растут, учатся и меняются? Понимание развития ребенка позволяет нам в полной мере оценить когнитивные функции, а также эмоциональный, физический и социальный рост. что дети проходят от рождения до раннего взросления.
Необходимость понимать развитие ребенка
Когда мы говорим о развитии ребенка, мы имеем в виду процесс, который происходит от рождения до взрослого возраста. На протяжении всей истории рассмотрение развития ребенка оставалось незамеченным до относительно недавнего времени, поэтому дети рассматривались как уменьшенные копии взрослых.
Это привело к тому, что многие достижения в когнитивных способностях, использовании языка или физическом росте, которые происходят в детстве и подростковом возрасте, уделяют мало внимания.
Интерес к области детского развития начал проявляться в начале 20 века., хотя сначала интерес был сосредоточен на ненормальном поведении. Постепенно исследователи обратили внимание на развитие обычного ребенка, а также на факторы, влияющие на его развитие.
Некоторые из основных теорий развития ребенка известны как великие теории. Они пытаются описать все аспекты разработки, часто используя сценарный подход. Другие известны как мини-теории и сосредотачиваются только на одном аспекте развития, таком как когнитивное или социальное развитие.
Самые влиятельные теории развития детей
Существует множество теорий развития детей, которые были сформулированы теоретиками и исследователями относительно того, как растут дети. Однако не все из них имеют одинаковое значение и не так сильно повлияли на педагогические инструменты, которые применяются в настоящее время.
Психоаналитические теории детского развития
Психоаналитические теории детского развития, как правило, сосредотачиваются на таких аспектах, как бессознательное и формирование личности.. Две основные психоаналитические теории развития — это теория психосексуального развития Эрика Эриксона и психосоциальная теория развития Зигмунда Фрейда.
Теории, предложенные Зигмундом Фрейдом, подчеркивали важность детских событий и переживаний., но они сосредоточились почти исключительно на психических расстройствах, а не на нормальном функционировании.
Фрейд описывает, как дети растут через серию психосексуальных стадий. Каждая стадия состоит из удовлетворения либидозного желания, которое впоследствии может сыграть роль во взрослой личности. Фрейд предположил, что, если ребенок не проходит стадию успешно, развивается фиксация, которая впоследствии влияет на личность и поведение взрослых.
Теория стадий развития Эрика Эриксона охватывает рост человека на протяжении всей жизни.. По словам Эриксона, каждый этап развития направлен на преодоление конфликта. Успех или неудача в разрешении конфликтов на каждом этапе могут повлиять на общее функционирование.
Теории развития детского поведения
Поведенческие теории, сфокусированные на развитии ребенка, пытаются объяснить, как взаимодействие окружающей среды влияет на в поведении ребенка. В этой строке сосредоточены теории Джона Б. Ватсона, Ивана Павлова и Скиннера. Эти теории имеют дело только с наблюдаемым поведением. Развитие рассматривается как реакция на награды, наказания, поощрение и подкрепление.
Теории, основанные на поведении ребенка, значительно отличаются от других теорий развития ребенка тем, что они не принимают во внимание внутренние мысли или чувства. Вместо этого они сосредотачиваются исключительно на том, как дети растут на основе опыта.
Когнитивные теории развития ребенка
Жан Пиаже предположил, что дети думают иначе, чем взрослые, и предложил теорию стадий когнитивного развития. Пиаже был первым, кто заметил, что дети играют активную роль в познании мира. Согласно теории Пиаже, детей можно рассматривать как «маленьких ученых», которые активно развивают свои знания и понимание мира.
Теории социального развития ребенка
Социальные теории развития ребенка, как правило, сосредотачиваются на роли, которую родители, опекуны, сверстники и другие социальные факторы играют в развитии.. Некоторые теории сосредотачиваются на развитии влияния, в то время как другие сосредотачиваются на том, как дети учатся, наблюдая за людьми в их среде. Некоторые примеры этих социальных теорий развития ребенка включают теорию привязанности Джона Боулби, теорию социального обучения Альберта Бандуры и социокультурную теорию Льва Выготского.
Джон Боубли предложил одну из первых теорий общественного развития. Боулби утверждал, что отношения с воспитателем в раннем возрасте играют важную роль в развитии ребенка. и это продолжало влиять на социальные отношения на протяжении всей жизни.
Психолог Альберт Бандура в своей теории социального обучения предположил, что дети учатся новому поведению, наблюдая за другими людьми.. В отличие от поведенческих теорий, Бандура утверждал, что внешнее подкрепление — не единственный способ для детей научиться или закрепить новое поведение.
Для Бандуры внутреннее подкрепление, такое как чувство гордости, удовлетворения и достижений, также может привести к обучению. Наблюдая за действиями других, в том числе родителей и сверстников, дети развивают новые навыки и получают новую информацию.
Лев Выготский предложил теорию основополагающего обучения, которая стала очень влиятельной, особенно в области образования. Как Пиаже, Выготский постулировал, что дети учатся активно и на основе практического опыта.. Социокультурная теория Выготского также предполагает, что родители, опекуны, сверстники и культура в целом несут ответственность за развитие функций высшего порядка.