Есть те, кто несут знамя добра и гордятся медалью альтруизма.. Однако их слова — ничто, пыль и воздух, когда они ежедневно становятся свидетелями зла и не реагируют. Они бездействуют, когда решают повернуться лицом, закрыть рты и оставаться безмолвными перед лицом несправедливости и унижений других.
Один из классических примеров зла — геноцид, уничтожающий целые народы. Мы думаем о людях, которые насильственно лишают жизни других. Мы представляем мучителя и террориста, убивающего жизни во имя бога. Однако, и это мы должны четко понимать, злодеяния происходят в каждый момент в наших ближайших окружениях, в самых знакомых, к которым мы имеем прямой доступ с помощью наших органов чувств.
«Миру угрожают не плохие люди, а те, кто допускает зло»
-Альберт Эйнштейн-
С другой стороны, у большинства из нас нет реальной возможности действовать как спаситель во всех тех воинственных контекстах, которые мы видим каждый день по телевидению или в социальных сетях. Теперь иногда этого достаточно поднимая наши лица от экранов, чтобы стать свидетелями событий, которые полностью нарушают наше чувство человечности, и мы часто молчим сообщниками. Для того, чтобы смотреть и сохранять спокойствие, для того, чтобы повернуть лицо, проглотить слюну и направить наше внимание на другую цель.
Мы говорим, например, о издевательствах, Мы говорим о тех криках, которые мы слышим в своих домах через стены, где плачут дети, а один из супругов молча терпит издевательства. Мы также имеем в виду того соседа, который причиняет боль своим домашним животным, ту женщину, которая плохо обращается со своим сыном, когда ведет его в школу, или того менеджера, который на словах эксплуатирует и унижает рабочего .
У зла много лиц, много форм и бесконечных каналов, по которым оно распространяет свою силу и свои злые искусства. Однако, если он выживает, то по очень конкретной причине: потому что «якобы хорошие» люди ничего не делают, чтобы помешать его действиям.
Происхождение зла и его терпимость
Артур Конан Дойл использовал действительно любопытный термин в какой-то момент, когда Шерлоку Холмсу пришлось столкнуться с профессором Джеймсом Мориарти. О последнем он сказал, что страдает «моральным безумием». Несомненно, это выражение невольно содержит идею, которую имеет в виду большинство из нас: только больные люди или люди с каким-либо психическим расстройством способны совершить злодеяние.
Может быть, под ярлыком «патологические» мы успокаиваемся и находим какой-то смысл в тех действиях, которым не хватает логики и объяснения. Каким бы мрачным это ни казалось нам, за большинством этих неблагоприятных, вредных и даже деструктивных реакций не всегда стоит антисоциальное расстройство личности, не всегда есть болезнь.
Иногда злой поступок исходит от руки нормального, близкого и известного человека, демонстрирующего простые усвоенные поступки, поведение, являющееся результатом дисфункциональности или недостатка образования. В других случаях мы говорим о человеке с низким эмоциональным контролем, который увлечен импульсами или влиянием третьих лиц. Наконец, в других случаях именно сама среда и обстоятельства создают течение, которое стремится втянуть нас ко злу.
Сам Альберт Эллис однажды объяснил, что зло как сущность или как генетический компонент не существует или не является чем-то действительно обычным.. Фактически, все мы способны быть соучастниками зла в любой момент и при определенных условиях.
Причина неподвижности перед лицом несправедливости
Вернемся к утверждению в этой статье: одна из причин, почему зло всегда побеждает, потому что якобы добрые люди ничего не делают, но . почему бы нам не действовать? Что объясняет эту неподвижность, эти закрытые глаза и взгляд, который ищет другое место, куда можно было бы смотреть? Давайте посмотрим на некоторые основные объяснения, чтобы задуматься.
- Первая причина проста и понятна: мы говорим себе, что то, что мы видим, не имеет к нам никакого отношения. Мы не несем ответственности, мы не провоцируем это, и человек, который страдает, не наш. Отсутствие эмоциональной вовлеченности, несомненно, является одной из первых причин неподвижности.
- Второй аспект связан с необходимостью поддерживать гармонию или функциональность окружающей среды.. Например, подросток, который становится свидетелем того, как хулиган причиняет вред другому ученику, может предпочитать хранить молчание, а не сообщать об этом. Эта пассивность может быть вызвана страхом нарушения этого баланса или опасением подвергнуть опасности социальное положение, которое он занимает в центре. Если вы защищаете жертву, вы рискуете «получить брызги», потерять предполагаемый «статус» и стать объектом возможных атак.
Это непросто, мы знаем это и многое другое, когда «выиграть» могут другие, а «проиграть» мы можем. Однако мы должны иметь возможность максимально активно участвовать в поиске новых механизмов, действий и каналов для защиты человека, нуждающегося в помощи. Как однажды сказал философ Эдмунд Берк, в Справедливость существует только потому, что люди стараются противостоять несправедливости.
Необходимость открывать глаза на повседневное зло
Мы уже указывали на это раньше: зло имеет много форм. Она сибиллина, иногда скрывается под прикрытием и говорит на нескольких языках: презрение, пустота, словесная агрессия, дискриминация, неприятие, несправедливость .
«Терпимость — это преступление, тогда как терпимое — зло»
-Томас Манн-
Следовательно, речь не идет о том, чтобы надевать плащ и искать ситуации, когда кто-то страдает. Речь идет о чем-то более простом, более простом и полезном: открыть глаза и быть чутким к тому, что происходит каждый день перед нами, в наших собственных границах, ближайший. Мы все несем ответственность за то, чтобы несправедливость не увековечивалась, и для этого нет ничего лучше, чем начать с того, что нам ближе всего.
Моральная целостность — это акт повседневной ответственности, там, где человек, наконец, решает сделать шаг, чтобы осудить оскорбление, жестокое обращение, агрессию и несправедливость. Давайте сделаем добро реальным смыслом, пусть благородство будет иметь голос и быть полезным.
Основное изображение любезно предоставлено Бенджамином Лакомбом.