Заметки о отвращении

Отвращение больше, чем любое другое человеческое ощущение, явно отражает невозможность чего-либо терпеть. Это физиологический механизм, в котором сочетаются субъективное восприятие объекта или сцены и объективная реакция тела перед ними.. Выражается в отказе от контакта, ощущении тошноты и ступора.

У отвращения тоже есть своя история. То, что вызывает отвращение сегодня, — это не то, что вызывало отвращение в средние века или в древности. Тем не менее, можно установить, что постоянное отвращение имеет нечто общее: оно играет определенную социальную договоренность, определяющую, что отвратительно, а что нет.

Это доказано, если мы посмотрим на поведение детей. До трехлетнего возраста мы все способны съесть кусок пластика так же, как лягушка, и у нас нет проблем с созданием скульптуры, абстрактной или фигуральной, из наших собственных экскрементов. С обычными выговорами и проникновением культуры даже воспоминания об этих действиях становятся невыносимыми.

Наше отвращение каждый день

Заметки о отвращении

В принципе и только в принципе отвращение отвечает инстинкту выживания. Отвращение — это предупреждение, которое организм запускает, чтобы избежать контакта с тем, что может быть вредным для здоровья: испорченной пищей, каким-либо токсичным элементом, признаками инфекционного заболевания.

Но все не так просто. Есть странные отталкивания, которые, кажется, возникают не из-за опасности, а из-за более изощренного механизма. Психолог Павел Розин предложил отвратительный эксперимент для выявления определенных антипатий. Он смог установить, что ни у кого нет проблем с удержанием слюны во рту, но что дело усложняется, если они попросят поместить эту слюну в стакан и попросить владельца выпить ее снова.

То же самое и с другими жидкостями, например с кровью. Если вы порежете палец, нет ничего странного в том, что вы кладете его в рот и сосете из раны, чтобы остановить кровотечение. С другой стороны, если вы положите палец на марлю или вату, а затем вас попросят пососать его, вы наверняка не сможете этого сделать.

Уильям Ян Миллер в своей книге «Анатомия отвращения» уверяет, что мы находим отвратительным вид жидкостей, когда они покидают наше тело; они воспринимаются как нечто обособленное, полностью внешнее и более не принадлежащее нам. Он также утверждает, что современный человек отвергает слизистую, слизистую, вялую пищу, содержащую пузырьки; экссудат, появление насекомых, хвост крысы. В отличие от туземца, которого Дарвин нашел на Огненной Земле и ткнул пальцем в кусок солонины. Вскоре его вырвало. Я никогда не сталкивался с чем-то настолько отвратительным.

Что вызывает отвращение?

Заметки о отвращении

Что на самом деле противно? Какие истинные ассоциации возникают в глубине души, когда мы испытываем отвращение?

Жизнь и смерть. Состояние животных, которое не имеет значения, сколько философий мы изобретаем и сколько городов строим, всегда смертельно опасно. Вязкий, кровавый, черный или синий как показатель разложения материи, как признак того, что мы биологически живы и, следовательно, более или менее находимся в процессе смерти. Твердое и холодное мясо вызвало отторжение у туземца, потому что побудило его вызвать инертное тело. Это конечность, которая втайне пугает нас.

Иногда это чувство становится настолько ужасающим, что мы превращаем свою жизнь в оду асептике. Гигиена как навязчивая идея. Ни на йоту пыли нигде, душ с сильным мытьем тела, мытье рук восемьдесят раз в день . Секс без остатка, безволосые подмышки, утопленные ванны между дезинфицирующими средствами. Иногда мы чувствуем себя и окружающие нас источником грязи. Может быть, что-то случилось или случилось в нашей жизни, из-за чего мы чувствуем себя грязными. Возможно, если кто-то взглянет на нашу интимную одежду или забытый уголок в нашем туалете, он обнаружит следы не такой безупречной опрятности.

Компульсивная гигиена может действовать как защита, как дымовая завеса, за которой скрывается чувство вины, которое мы еще не успели довести до сознания. Между тем мы обрекаем себя на жизнь, заключенную в тюрьме в страхе перед существованием и «получением» человеческого животного, населяющего нас.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: