В наши дни имя Вермеер мгновенно вызывает образ девушки, увековеченной в картине «Девушка с жемчужиной».. И это одна из самых легко узнаваемых живописных работ широкой публики. Это произведение настолько важно, что его называют Мона Лиза Северной.
Щедрая интерпретация обыкновенной девушки голландским мастером XVII века стал универсальной иконой. На картине изображена молодая женщина на таинственном темном фоне, а на ее мочке высвечивается жемчужина.
Искусство Вермеера стало каноном произведений искусства Золотого века Голландии; его работа интимная и традиционная. Он посвятил свою степень магистра исследованию моментов повседневной жизни, документированию внутренних пространств, воплощению жанра барокко..
Однако его мастерство пигментации и света подняло художника за пределы его современников.. Его талант позволил ему неповторимым образом взглянуть на образ жизни своего времени.
Ранняя жизнь Яна Вермеера
Сотни лет люди восхищались и вдохновлялись картинами Йоханнеса (он же Ян) Вермеера.. Этот художник часто считается самым уважаемым голландским художником в истории. Однако его жизнь и искусство окутаны тайной.
Вермеер родился в 1632 году в Делфте, Нидерланды, хотя точная дата неизвестна. Он родился в семье низшего среднего класса. Йоханнес Вермеер ван Делфт также известен как Иоаннис вер Меер или Иоаннис ван дер Меер.
Его отец, Рейнир Янс, был мастером по ткачеству шелка, который впоследствии стал трактирщиком, а позже — торговцем предметами искусства.. Благодаря этим коммерческим задачам у молодого Вермеера зародился вкус к живописи.
Его мать, Дигна Балтус, считается неграмотной домохозяйкой.. Эта вера возникла из-за того, что Балт поставил крест вместо своего имени в свидетельстве о браке.
Когда отец Вермеера умер в 1652 году, молодой Иоганнес унаследовал оба предприятия своего отца.. До этого события его первые 20 лет жизни почти не задокументированы. Несмотря на очень обширные исследования, однозначного ответа не найдено.
В 1653 году Вермеер женился на Екатерине Болнес и обратился в католицизм. У пары было 15 детей, четверо из которых умерли..
Интересно, что из одиннадцати бегущих детей только две картины Вермеера напрямую изображают детей. Напротив, его жена Екатерина послужила образцом для многих работ Вермеера..
Ранняя работа и зрелость
В начале карьеры Вермеера художник сосредоточился на создании картин, основанных на истории.. Также в это время он воссоздал множество сцен из Библии и классической мифологии.
Благодаря своей свекрови Марии Вермеер смог получить доступ к самым богатым гражданам Делфта, таким как Питер ван Рейвен.. Однако, в отличие от большинства своих современников, Вермеер никогда не покидал своего родного города и полагался исключительно на местное покровительство в своих заказах.
Считается, что Иоганн и Екатерина жили счастливой супружеской жизнью до преждевременной смерти Вермеера в 1675 году.. Считается, что он умер от инсульта. Пара была в браке 22 года.
Екатерина поддержала работу мужа. Как и большинство художников того времени, Вермеер также накопил ряд долгов, которые остались у его семьи после его смерти..
Ограниченный успех Vermeer был связан с невозможностью найти заказы за пределами Делфта. Помимо того, что он не уезжал из города, чтобы коммерциализировать свои работы и талант.
Его ограниченный успех также связан с ограничением материалов, с которыми он работал. Вермеер, в отличие от Рембрандта, не работал с гравюрами, которые в то время пользовались огромной популярностью..
Небольшой успех живописца в тот исторический момент также объясняется случайными обстоятельствами. Например, франко-голландская война. Тот факт, что войска постоянно вторгались в город, повлиял на расцвет арт-рынка..
Смерть и загадки Вермеера
Мастер Вермеер заболел и умер в 1675 году.. В декабре того же года его похороны совершили в Делфте. Учитывая принадлежащие им долги, его жена была вынуждена отказаться от наследства, и, как следствие, ее активы были конфискованы ее кредиторами.
Вермеер был главой Делфтской гильдии художников, группы художников, которые встречались, чтобы учиться друг у друга и обсуждать методы.
Хотя его очень уважали сверстники, он умер бедным и почти полностью неизвестным в течение долгих двухсот лет.. Когда его работы были заново открыты мировым искусством в 19 веке, загадки, окружавшие его жизнь, всплыли на поверхность.
Как Вермеер овладел искусством создания ясности в своих картинах, многие из которых, на первый взгляд, можно было принять за фотографии? Как вам удалось запечатлеть столько света и тени, когда на создание ваших картин ушло много месяцев? Эти вопросы остаются без ответа.
Есть те, кто утверждает, что его господство было просто непревзойденным. Другие говорят, что он создал камеру первого типа, названную «камера-обскура», которая позволяла ему «останавливать время» и изучать эффекты света. С другой стороны, есть те, кто находит недостатки в своих картинах или приписывает их кому-то другому.
Вермеер обычно рисовал портреты или сцены людей, выполняющих свою повседневную работу.. Ему приписывают всего два пейзажа. Пегая лапка понимала влияние света и отражения на человека или предмет. Этому факту искусствоведы связывают реалистичность его картин. По сути, Вермеер признал, что глаз не видит весь объект и его реальный цвет из-за эффектов света и отражения..
Девушка из жемчуга
Присмотревшись к картинам Вермеера, мы можем увидеть их безошибочные подписи, использование света и умение запечатлеть реальную жизнь. Молодая женщина с жемчугом — одна из самых известных его работ.
На картине изображена девушка, ее серьга потрясающе отражает свет, в то время как она обращает свой взор на художника. На этой картине тени на щеке и носу девушки, переходящие на задний план, поражают воображение.
Картина послужила источником вдохновения для романа Трейси Шавалье в 1999 году и фильма несколькими годами позже.
Без сомнения, это одна из самых символичных картин в истории искусства, один из тех символов, которые, хотя мы не являемся экспертами в этой области, мы можем распознать и насладиться.