Фразы Бакунина возмутили современников и, как ни странно, продолжают вызывать ступор у многих.. Этот русский считается отцом анархизма и одним из самых сильных столпов атеизма.
Михаил Бакунин был очень хорошим философом, любил дружбу. и к богемной жизни. Большой поклонник Гегеля и критик деспотических действий русского царя в 19 веке. Не очень любил он и идеи Карла Маркса, которого считал авторитарным.
В фразах Бакунина есть размышления о самых разных человеческих реалиях. Однако очевидно, что особое внимание уделяется вопросу власти. В основном сомневаюсь в силе государство и религия. Вот некоторые из его самых интересных высказываний.
«Моя свобода, мое достоинство как человека, мое человеческое право, которое состоит в том, чтобы не подчиняться никакому другому человеку и не определять мои действия иначе, как в соответствии с моими собственными убеждениями».
-Михаил Бакунин-
Нет безошибочного авторитета
«Я не признаю непогрешимого авторитета. Такая вера была бы фатальной для моего разума, для моей свободы. Я бы сразу превратился в глупого раба и орудия воли и интересов других ».
Это одна из самых знаковых фраз Бакунина. Это прекрасно резюмирует его позицию перед лицом власти. Это также утверждение, в котором он заявляет о своей вечной непочтительности перед лицом всех видов власти абсолютный.
Если бы существовал непогрешимый авторитет, свобода была бы не чем иным, как словом. Этот непогрешимый авторитет будет отвечать за указание того, что следует или не следует делать. Зачем использовать разум человек, если у власти уже есть правда?
Множественность богов
«Единственная множественность богов, которая была у греков, является гарантией против абсолютизма. Более того, не существовало морально чудовищного логического противоречия между добром и злом ».
Это одна из фраз Бакунина, которая может несколько шокировать верующих. Помимо религиозных убеждений, то, что поднимается в этом заявлении, можно разделить на две части. В первом он приравнивает монотеизм и абсолютизм.
Во второй части он рассматривает противопоставление добра и зла как логическое противоречие. Кроме того, морально прискорбно. Таким образом заявляет, что хорошее а зло — понятия относительные и никогда не существуют в чистом виде. Истинная этика рефлексивна, а не предписывает.
Свобода коллективная
«Свобода может быть достигнута только в обществе и только при самом тесном равенстве и солидарности каждого со всеми».
В этом заявлении Бакунин ссылается на фундаментальный факт. Свобода — это благо, которое существует только в обществе. Изолированный человек не может говорить о свободе до тех пор, пока нет точки отсчета, от которой он мог бы быть свободным.
Свобода социальна, потому что власть — тоже социальное явление. Обе концепции дополняют и сосуществуют. Один свободен в той мере, в какой существует самоопределение и не подразумевает исключения или изоляции.
Еще одна фраза Бакунина о свободе
«Я не свободен по-настоящему, за исключением случаев, когда все люди, которые меня окружают, мужчины и женщины, одинаково свободны».
В этом предложении Бакунин настаивает на коллективном значении свободы. Это значит, что когда индивидуальная свобода основана на угнетении или рабстве других, ее нельзя назвать свободой строго говоря.
Чтобы кто-то был полностью свободен, необходимо, чтобы не было ограничений или ущемлений в свободе других. В этом смысле, свободное общество — это такое общество, в котором каждый может определять себя, не подчиняясь другим.
Священный долг
«Я считал, что самой священной из всех моих обязанностей было восстать против любого притеснения, независимо от преступника или жертвы».
Это тоже одна из тех фраз Бакунина, в которых отражена его философия анархизма. В отличие от того, что думают некоторые, отец анархии не был пропагандистом беспорядка, но автономии и самоопределения.
Слово «анархия» сегодня используется иногда сбивающим с толку. Считается, что это синоним хаоса и распутства. По сути, эта позиция выступает за отмену всех форм авторитаризма..
Политическая свобода и экономическая свобода
«Политическая свобода без экономического равенства — это претензия, обман, ложь; и рабочие не хотят лжи ».
Это идея XIX века, которая почти два столетия спустя остается в силе, хотя мы очень далеки от того, чтобы увидеть, как ее условности претворяются в жизнь. Он говорит о глубокой взаимосвязи между политическим и экономическим особенно с точки зрения свободы.
Экономическое равенство — один из идеалов социализма. Больше чем абсолют, относится к этой идее об уничтожении эксплуататоров и эксплуатируемых. Действительно, те, кто полностью зависит от других в своей жизни, не имеют полной политической свободы.
Хит — это хит
«Когда людей бьют палкой, они не намного счастливее, если это называется палкой народа».
Это можно считать одной из самых дальновидных фраз Бакунина.. В его время не было социалистических или якобы коммунистических режимов. Позже они действительно появлялись в мире, хотя во многих случаях только формально.
Бакунин предвидит это и ставит под сомнение репрессивную способность этих якобы эгалитарных режимов. Во многих случаях они являются силами, которые действуют от имени людей, но навязываются аналогично системам, которые создают или поддерживают неравенство.
Точка зрения Бакунина могла быть более этичной, чем политическая или экономическая как таковая.. Его абсолютный отказ от всех форм власти более идеален (утопичен), чем реальность, которая может быть доступна народам. Тем не менее, все еще интересно читать и знать его особый образ мышления.