Теория гендерной схемы была представлена психологом Сандрой Бем в 1981 году. Это когнитивная теория, цель которой объяснить, как люди принимают гендер в обществе и как характеристики, социально связанные с каждым полом, сохраняются и передаются другим представителям той же культуры.
Бем утверждал, что дети узнают о мужских и женских ролях из культуры, в которой они живут. Согласно этой теории, дети приспосабливают свое поведение к гендерным нормам своей культуры с самых ранних этапов своего психосоциального развития.
Автор предположил, что теории Фрейда слишком сосредоточены на влиянии анатомии на гендерное развитие, и предложил новую концепцию. Таким образом, для Bem, когнитивное развитие ребенка в сочетании с социальными влияниями влияет на модели мышления (схемы) которые соответствуют принятым мужским и женским чертам.
Теория гендерной схемы пытается объяснить, как мы принимаем гендер в обществе.
Культурные влияния на гендерную схему
Гендерные схемы влияют не только на то, как люди обрабатывают информацию, но и на отношения и убеждения, которые определяют поведение, которое считается «гендерно приемлемым».
Например, ребенок, живущий в очень традиционной культуре, может полагать, что роль женщины — заботиться о детях и воспитывать их, в то время как роль мужчины сосредоточена на работе и производстве. Таким образом, построить внутреннюю ментальную схему, связанную с тем, что мужчины и женщины могут и не могут делать.
Гендерные схемы также определяют ценность и потенциал человека в этой культуре.. Например, девушка, выросшая в традиционной культуре, может полагать, что единственный путь, доступный ей как женщине, — это выйти замуж и растить детей. Напротив, девушка, выросшая в более прогрессивной культуре, согласно ее предполагаемым схемам, могла продолжить карьеру в университете, не иметь детей или решить не выходить замуж.
Многие из этих влияний являются явными, другие — более тонкими. В этом смысле следует отметить, что даже размещение гендерных названий в словаре (обычно мужской род перед женским) систематически ставит женщин на второстепенное положение.
Все эти влияния в обществе, какими бы незаметными они ни казались, влияют на построение гендерной схемы каждого человека. Это более, и мужчины, и женщины негласно осознают последствия несоблюдения к культурным нормам относительно их пола.
Поэтому, когда они оказываются в ситуации социального неодобрения из-за того, что не проявляют ожидаемых черт в соответствии с их полом, они могут почувствовать давление, чтобы изменить свое поведение, или столкнутся с отказом со стороны тех, кто их не одобряет.
Гендерные стереотипы согласно теории гендерных схем
Поскольку теория гендерных схем — это теория процесса, а не содержания, она также может помочь в объяснении других типов процессов. Например, те, через которые гендерные стереотипы так глубоко укоренились в нашем обществе.
В частности, наличие сильных гендерных схем обеспечивает а фильтр, через который обрабатываются все входящие в окружающую среду стимулы. Это позволяет человеку легче усваивать информацию, которая станет стереотипной, что еще больше укрепит существование гендерных стереотипов.
В этом смысле и в отношении развития подростков Бем предполагает, что, несмотря на то, что дети могут выбирать между большим количеством измерений, связанных с полом, гендерные схемы приведут к принятие поведения, которое соответствует культурному определению того, что значит быть мужчиной или женщиной, почти нет выбора.
Кроме того, психолог утверждает, что существует Первичная «подсхема гетеросексуальности», что, вероятно, привело к развитию известных сегодня гендерных схем.
Фактически, большинство обществ рассматривают гетеросексуальность как критерий определения соответствующей мужественности и женственности. Или что то же самое: нормой во многих обществах является гетеросексуальность.
Да, подсхема гетеросексуальности подразумевает, что мужчины и женщины отличаются друг от друга. Но также люди этого «сексуального» типа (те, кто идентифицируют себя со своим назначенным полом и обрабатывают информацию через призму этой гендерной схемы) предрасположены использовать эту схему в социальных взаимодействиях, ведя себя по-разному по отношению к лицам противоположного пола, в зависимости от того, они более-менее привлекательны.
К теории гендерных схем
Бем считал, что гендерные схемы ограничивают мужчин, женщин и общество в целом. Фактически, он считал, что воспитание детей, свободных от этих стереотипов и ограничений, приведет к большей свободе и меньшему количеству ограничений в проявлении свободы воли.
Со своей стороны, критики теории Бема утверждают, что автор изображал людей просто как пассивных наблюдателей в развитии гендерных схем, игнорирование сложных и разнообразных сил, которые способствуют построению пола.