Те из нас, кто посвящает себя психологии, не раз слышали фразы, в которых ставится под сомнение то, что психология является наукой из-за ее субъективности, или даже такие выражения, как «У меня много психологии, я вижу человека и знаю, как это сделать». есть ». Подобные утверждения показывают нам, какое замешательство существует в отношении этой дисциплины. Это приводит к основная масса населения не знает, что значит изучать психологию.
Чтобы понять, что психология — это наука, прежде всего необходимо знать, что такое наука, так как по этой теме много путаницы. Наука считается бесспорным носителем истины, поскольку она наблюдает и описывает реальность. Но приведение его к этому определению может привести к множеству ошибок. Пойдем глубже.
Что такое наука?
Наука — это отрасль знания, которая стремится описать, объяснить, предвидеть и изменять некоторую область реальности. В случае психологии речь идет о человеческом поведении и когнитивных процессах. У науки есть прагматическая цель, она стремится понять определенные события, чтобы использовать их в своих интересах. Для всего этого он использует свою собственную методологию, называемую научным методом.
Научный метод — это гипотетико-дедуктивная стратегия. сделать выводы и сделать определенные выводы относительно цели исследования. Он состоит из серии шагов, которые я объясню ниже:
- Постановка задачи. Это первая часть метода. Он заключается в поиске проблемы, причина возникновения которой неизвестна. Примером этого может быть вопрос: почему вещи падают на землю? или как обучение происходит у людей? Эти два вопроса очень общие, в науке мы работаем на гораздо более конкретном уровне, но они помогают понять, что значит искать проблему.
- Развитие гипотез. Путем наблюдения, дедукции и библиографического обзора мы можем разработать ряд гипотез. Это состоит из теоретических представлений о том, как возникает поставленная проблема. Гипотезы не верны и не ложны, это возможности, которые могут быть опровергнуты.
- Проведение эксперимента. Когда у нас есть гипотезы, следующий шаг — атаковать их, чтобы опровергнуть их. Необходимо разработать эксперимент, в котором приведенные выше гипотезы могут быть опровергнуты. Этот эксперимент можно проводить разными способами, такими как опросы, прямое наблюдение, экспериментальные манипуляции и т. Д.
- Анализ данных. После проведения эксперимента проводится статистический анализ данных. Если это показывает нам, что гипотезы ошибочны, они отбрасываются. Но если вместо этого мы не можем отрицать их, они воспринимаются как должное. Важно понимать, что гипотеза никогда не может быть подтверждена, поскольку мы не можем получить доступ ко всем данным и всегда говорим с точки зрения вероятности. Термин «противопоставленный» указывает только на то, что на данный момент мы не можем это отрицать.
- Сообщение результатов. Это самая важная часть научного метода, нет смысла что-то открывать, если мы этим не поделимся. Сообщая результаты, мы расширяем научные знания, и это позволяет решать новые проблемы, чтобы двигаться вперед. Кроме того, совместное использование эксперимента позволяет другим исследователям воспроизвести его и найти больше доказательств этих гипотез.
Ключевым аспектом этого процесса является понимание того, что наука работает, нападая на собственные гипотезы. Это способ уменьшить количество ошибок и избежать утверждения непоколебимых догм. Всегда оставляя противоположные гипотезы под сомнением, наука постоянно подвергается проверке. Благодаря этому у нас есть динамический метод, который адаптируется к новым появляющимся данным.
Еще один важный вопрос: различие, которое некоторые люди проводят между «точной наукой» и «мягкой наукой». Биология, физика или химия называются «точными науками» — это те науки, которые кажутся более объективными и легко наблюдаемыми, но думать так — ошибочно. Например, так же, как в физике предполагается, что гравитация существует через наблюдаемые события, в психологии мы делаем то же самое с тревогой, эмоциями или процессами обучения. Даже сегодня известно, что классический закон всемирного тяготения ошибочен. Наука говорит не о том, что происходит, а о том, почему это происходит. И для этого «мягкие» и «твердые» науки используют один и тот же метод.
Интуитивная психология и научная психология
Мы все генерируем интуитивные теории о том, на что похож мир вокруг нас. Это помогает нам сохранять контроль и предвидеть то, что произойдет. Следовательно, у нас есть интуитивная психология, которая говорит нам, как, по нашему мнению, ведут себя другие, и почему они так поступают. Однако было бы серьезной ошибкой думать, что эти убеждения верны.
Эта интуитивная психология основана на мысленных ярлыках, сформированных предыдущим опытом. В зависимости от нашего образования, опыта и личной истории мы так или иначе увидим, что происходит вокруг нас. Эти суждения полностью субъективны и не подчиняются какой-либо научной строгости, поэтому они являются частью нашей жизни, но не имеют ничего общего с научной дисциплиной психологией.
Научная психология полностью противоположна этой интуитивной психологии. В нем убеждения или оценочные суждения не используются при объяснении человеческого поведения, но научный метод используется вместе с экспериментированием для сбора объективных данных и возможности их интерпретировать. В результате различных проведенных исследований рождаются психологические конструкции, подкрепленные множеством эмпирических данных.
Ключевой аспект, который необходимо понять, и который способствует пониманию того, что психология — это наука, — это знание разницы между мнением и интерпретацией. Когда мы говорим о мнении, мы имеем в виду убеждения, которые у нас есть из-за нашего опыта об аспекте реальности. Например, мы можем думать, что человек хороший и развращает его общество, потому что наш опыт соответствует этому.
Теперь интерпретация совсем другая: она состоит в анализе, расшифровке и объяснении события с помощью научно полученных данных. Если мы продолжим предыдущий пример, если данные показывают нам, что человек не является ни хорошим, ни плохим, нам придется интерпретировать их с другой точки зрения, которая объединяет всю информацию.
Научная психология — это не вопрос мнений, ее нельзя обсуждать в тех же терминах, что и интуитивная психология.. Это первое основано на интерпретации полученных доказательств, и поэтому его обсуждение должно проводиться между различными способами придания значения полученной информации. Другими словами, единственный способ опровергнуть результаты научного исследования в психологии — это опровергающие их объективные данные. Следовательно, научная психология соответствует утверждению, что психология — это наука.
Чтобы понять, что психология — это наука, нужно различать интуитивную психологию и научную психологию.
Почему психологию не считают наукой?
Мы видели, что психология использует те же методы и имеет такую же обоснованность и надежность, что и остальные науки. Но тогда почему так много сомнений в том, является ли психология наукой или нет? Далее мы собираемся изучить три причины, которые, как мне кажется, являются основными причинами этого.
Первый — это большая путаница, которая существует в отношении концепции науки. Большинство населения имеет в виду очень расплывчатое определение. Это, вместе с незнанием инструментов, используемых для измерения поведения и психических процессов, приводит к классификации психологии как субъективной и ненаучной.
Вторая причина псевдонаучные практики, заимствованные из психологии. К сожалению, в этой дисциплине много людей, которые используют термин «психология» для обозначения практик, не использующих научный метод. Это заставляет большую часть населения ошибочно относить лженауку к психологии, хотя на самом деле они не имеют к ней никакого отношения. Примером могут служить такие практики, как коучинг, НЛП или некоторые части психоанализа.
И, наконец, одна из причин для объяснения сопротивления, которое существует, когда дело доходит до допущения свидетельств психологии, заключается в том, что это может быть потому, что это непосредственно вовлекает человека. По физике, химии или другим наукам результаты практически не «беспокоят» людей и принимаются без проблем. Но когда мы говорим о том, на что похож человек, ситуация иная, поскольку, если результаты идут вразрез с интуитивными убеждениями, мы быстро пытаемся разрешить этот когнитивный конфликт, потому что легче игнорировать открытые доказательства, чем реструктурировать представления о них. .
Путаница в понятии науки вместе с псевдонаучными практиками, вытекающими из психологии, и значение человека как объекта исследования являются наиболее важными причинами, вызывающими споры о том, является ли психология наукой.
Следовательно, На вопрос, является ли психология наукой, ответ — ДА. Мы не можем совершить ошибку, замедляя научный прогресс, создавая препятствия для этой дисциплины, столь важной для понимания самих себя как индивидуально, так и в группах.