Фрейд был великим последователем Ницше и его теории, что человек в чистом виде — это тот, кто следует заповедям дионисийских; тот, кто увлечен своими первобытными инстинктами. Согласно психоанализу, самые сильные влечения человека — это сексуальное влечение (эрос) и влечение к смерти (танатос).
Фрейд принимает ницшеанскую концепцию дионисического человека и строит свой самый философский труд 1930 года «Недуг в культуре». Эта работа зародилась в тяжелые и смутные времена; три года спустя будет конец Веймарской республики, и Гитлер придет к власти. Несомненно, это было не время для оптимизма.
Недуг в культуре
Основная тема «Недовольства культурой» — это антагонизм между инстинктивными потребностями человека и ограничениями, которые налагает на них культура.
Противоречие между культурой и влечениями состоит в том, что культура пытается установить мирные общества, ограничивая удовлетворение сексуальных и агрессивных влечений. Именно из-за этих ограничений, эти влечения в конечном итоге трансформируются в чувство вины.
«. чувство вины — важнейшая проблема культурного развития, и показать, что цена культурного прогресса должна быть оплачена дефицитом счастья, вызванным усилением чувства вины».
-Недуг в культуре. Глава VIII. Стр.130-
Человек, изувеченный культурой
Для фрейда, культура может быть полностью реализована только тогда, когда она подавляет самые примитивные человеческие инстинкты. Культура живет в постоянном дискомфорте, потому что единственный способ ее существования — это подавить себя; что он искалечил ту часть животного, которая сделала бы его тем свободным и свирепым зверем, которым восхищался Ницше.
Ницшеанский дионисизм связан правилами, установленными культурой, правилами, которые служат тому, чтобы мы могли жить вместе в предполагаемой «гармонии».
Культурный человек невротичен
Последствия всех этих репрессий, которые навязывает культура, психологически серьезны: человек входит в состояние невроза, он болен чистым подавлением.
Чувство вины не только подавляет инстинкты, но и наказывает их изнутри. и превращает человека в трусливое и податливое существо.
Движение против картезианского cogito
Для Зигмунда Фрейда картезианское cogito made right привело к буржуазному обществу, которое подавляет инстинкты / побуждения человека, превращая его в пациента. Человек не может развиваться полностью, он не может чувствовать себя полным, свободным и жизнерадостным.
Серая культурная жизнь, рутина, отмеченная миром, в котором существует вечное перемирие между порывами друг друга, низводят нас в серую жизнь. Если освобожденные люди убивают друг друга, логично, что навязывание культуры кажется необходимым, чтобы они могли жить вместе в мире.. Вот как культура порождает больных людей.
Любовь и ненависть в недомогании культуры
Фрейд признает, что трудно согласиться с тем, что у человека есть эта инстинктивная предрасположенность к жизнеспособности в то же время, что у него есть этот инстинкт смерти и разрушения, но подавление этого инстинкта было бы настоящей причиной необходимости ограничений в обществе. Жизнь и цивилизация рождаются и развиваются в результате борьбы между этими двумя межличностными силами любви и ненависти.
Люди должны подчиниться цивилизации и попытаться избавиться от своих инстинктов в обмен на некоторую безопасность, как Гоббс уже объяснил много лет назад.
В «Недуг культуры», «Моисей и монотеистическая религия», Фрейд объясняет естественную склонность к злу и жестокости, которая проистекает из изначальной ненависти и имеет катастрофические социальные последствия.. Человек удовлетворяет свои стремления, избегая законов и прав человека. Он эксплуатирует, унижая, мучая, убивая и присваивая собственность других; но поскольку он должен отказаться от полного удовлетворения этой агрессивности в обществе, он восстанавливает определенное чувство контроля в племенных или национальных конфликтах.
«Человек пытается удовлетворить свою потребность в агрессии за счет своих собратьев». (Тем не менее, необходимо придать смысл словам). Без компенсации эксплуатировать его работу, использовать ее в сексуальных целях без его согласия, присвоить его собственность, унизить его, причинить ему страдания, стать мучеником и убить его ».
-Недуг в культуре-