Моральный релятивизм: различие между добром и злом

Под моралью понимается набор норм, убеждений, ценностей и обычаев, определяющих поведение людей (Стэнфордский университет, 2011 г.). Мораль будет той, которая диктует, что правильно, а что неправильно. и это позволит нам различать, какие действия или мысли правильны или адекватны, а какие нет. Однако то, что кажется таким ясным на бумаге, начинает вызывать сомнения, когда мы начинаем копать глубже. Ответ на эти сомнения и очевидные противоречия, которые они порождают, основан на моральном релятивизме.

Но мораль не является ни объективной, ни универсальной. В пределах одной и той же культуры мы можем найти различия в морали, хотя обычно они меньше, чем различия между разными культурами. Да, если мы сравним нравы двух культур, эти различия могут стать намного больше.. Кроме того, в одном обществе сосуществование разных религий также может иметь много различий (Rachels and Rachels, 2011).

С моралью тесно связано понятие этики. Этика (Интернет-энциклопедия философии) — это поиск универсальных принципов морали (хотя есть авторы, считающие, что этика и мораль — одно и то же как Густаво Буэно).

Для этого те, кто изучает этику, анализируют мораль в разных культурах, чтобы найти то, что у них общего, что будет универсальными принципами. В мире этическое поведение официально включено в декларацию прав человека.

Моральный релятивизм: различие между добром и злом

Западная мораль

Много лет назад, Ницше (1996) зачеркнул западную мораль как рабскую мораль. поскольку он считал это моралью обиженных и рабов, потому что считал, что высшие действия не могут быть делом рук людей, а только Бога, которого мы спроецировали за пределы нас самих. Эта мораль, которой избегал Ницше, считается иудео-христианской из-за своего происхождения.

Несмотря на критику философов, Эта мораль все еще в силе; хотя он представляет некоторые более либеральные изменения. Учитывая колониализм и господство Запада в мире, иудео-христианская мораль получила наибольшее распространение. Этот факт иногда может вызвать проблемы.

Эта мысль, которая считает, что каждая культура имеет мораль, называется культурным релятивизмом.. Таким образом, есть люди, которые отвергают права человека в пользу других кодексов хорошего поведения, таких как Коран или Веды индуистской культуры (Santos, 2002).

Культурный релятивизм

Оценка других моральных принципов с точки зрения нашей морали может быть обобщающей практикой: обычно, делая это с этой точки зрения, оценка будет негативной и стереотипной. Таким образом, моральные, которые не адаптируются к нашим, почти всегда мы их отвергаем подвергая сомнению даже моральные способности людей с иной моралью.

Чтобы понять, как взаимодействуют различные моральные принципы, мы воспользуемся объяснениями Витгенштейна (1989). Он очень просто объясняет мораль. Чтобы лучше понять это, вы можете выполнить простое упражнение: возьмите лист бумаги и нарисуйте много кругов. Каждый круг будет представлять различную мораль. Что касается отношений между кругами, есть три возможности:

  • Эти два круга не имеют общего места.
  • Что круг находится внутри другого круга.
  • Что два круга разделяют часть общего пространства, но не все.
Моральный релятивизм: различие между добром и злом

Очевидно, тот факт, что два круга разделяют пространство, указывает на то, что у двух моральных аспектов есть общие аспекты. Кроме того, в зависимости от доли общего пространства их будет больше или меньше. Точно так же, как в этих кругах, разные морали пересекаются, в то же время они расходятся во многих позициях. Есть также большие круги, которые представляют мораль, которая объединяет больше норм, и другие, меньшие, которые относятся только к более конкретным аспектам.

Моральный релятивизм

Однако существует другая парадигма, согласно которой мораль не существует ни в одной культуре. Исходя из морального релятивизма, предполагается, что у каждого человека своя мораль. (Лукес, 2011). Представьте, что каждый кружок на диаграмме выше — это мораль человека, а не мораль культуры. Исходя из этого убеждения, принимаются все моральные принципы, независимо от того, от кого они происходят и в какой ситуации они возникают. В рамках морального релятивизма существует три различных положения:

  • Описательный моральный релятивизм (Swoyer, 2003): эта позиция защищает то, что существуют разногласия относительно поведения, которое считается правильным, даже если последствия такого поведения одинаковы. Описательные релятивисты не обязательно защищают толерантность к любому поведению в свете такого разногласия.
  • Метаэтический моральный релятивизм (Gowans, 2015): согласно этой позиции, истинность или ложность суждения не везде одинаковы, поэтому его нельзя назвать объективным. Суждения будут относительными по сравнению с традициями, убеждениями, верованиями или практикой человеческого сообщества.
  • Нормативный моральный релятивизм (Swoyer, 2003): с этой позиции понимается, что не существует универсальных моральных стандартов, следовательно, других людей нельзя судить. Следует терпеть любое поведение, даже если оно противоречит нашим убеждениям.
Моральный релятивизм: различие между добром и злом

Тот факт, что мораль объясняет более широкий диапазон поведения или что больше людей соглашается с определенной моралью, не означает, что она верна, но и не означает, что это не так. Исходя из морального релятивизма, предполагается, что существуют различные моральные принципы, которые вызывают разногласия, но не приводят к конфликту только в случае возникновения конфликта. диалог и понимание (Сантос, 2002). Таким образом, найти общий язык — лучший способ установить здоровые отношения как между людьми, так и между культурами.

Библиография

Гованс, К. (2015). Моральный релятивизм. Стэндфордский Университет. Ссылка: https://plato.stanford.edu/entries/moral-relativism/#ForArg

Интернет-энциклопедия философии. Ссылка: http://www.iep.utm.edu/ethics

Лукес, С. (2011). Моральный релятивизм. Барселона: Пайдос.

Ницше, Ф. В. (1996). О генеалогии нравственности. Мадрид: Редакционный альянс.

Рэйчелс, Дж. Рэйчелс, С. (2011). Элементы моральной философии. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.

Сантос, Б. С. (2002). К мультикультурной концепции прав человека. Другое право, (28), 59-83.

Стэнфордский университет (2011). «Определение морали». Стэнфордская энциклопедия философии. Пало-Альто: Стэнфордский университет.

Swoyer, C. (2003). Релятивизм. Стэндфордский Университет. Ссылка: https://plato.stanford.edu/entries/relativism/#1.2

Витгенштейн, Л. (1989). Конференция по этике. Барселона: Пайдос.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: