Около десяти лет назад Евгений Морозов был одним из самых активных сторонников новых технологий. Как и многие другие, он видел в Интернете очень полезный инструмент для продвижения к демократии и равенству. Со временем его позиция радикально изменилась, и сегодня он известен как «интернет-еретик».
Евгений Морозов — белорусский исследователь и писатель с прекрасным послужным списком. Он работал в Yahoo, а затем занимал важные должности, такие как приглашенный исследователь в Стэнфордском университете и сотрудник Института открытого общества. За несколько лет он стал одним из самых жестких критиков технологий..
До 2011 г, Его считали «техно-утопистом»: он думал, что мир можно изменить из социальных сетей.. В конце концов он пришел к противоположному мнению, как он выразился на одной из своих самых известных конференций под названием «Как сеть помогает диктатурам».
«Датированные клише на страницах 1984 года больше не являются надежным указателем того, что должно произойти. А сегодняшний капитализм сильнее и страннее, чем думают его критики ».
-Евгений Морозов-
Евгений Морозов и разочарование в Интернете
Евгений Морозов написал несколько книг, в частности «Разочарование Интернета» и «Безумие технологического решения проблем». В настоящее время считает, что сверхсвязность колонизирует индивидуальную и коллективную жизнь и что сеть — это прежде всего инструмент пропаганды и контроля.
Его стали называть «еретиком Интернета», когда он указал, что эта сеть служит только трем вещам: получать личные данные, манипулировать выборами и контролировать незаконное общение. Он убежден, что со временем все это будет углубляться.
Евгений Морозов отмечает, что крупные технологические корпорации пока, предложили услуги, которые они продвигают как «бесплатные», как в случае с социальными сетями и многими приложениями.
Это механизм поглощения личных данных, которые затем являются основой для дизайна продукта. Эта информация продается крупным компаниям или учреждениям наблюдения. Морозов говорит, что это паразитическая деятельность: каждый человек работает в крупных корпорациях, предоставляя информацию.
Утомление внимания и воображения
Евгений Морозов отмечает, что ко всему вышесказанному добавляется вторая проблема: постоянное использование социальных сетей и приложений резко снижает концентрацию внимания людей. Указывает, что транснациональные корпорации нанимают антропологов и психологов для разработки приложений, способных полностью захватить человеческое внимание.
Настолько, что несколько великих гуру технологий признались, что не позволяют своим детям часто использовать то, что они создали. Они делают это, потому что знают, что это влияет на различные интеллектуальные способности, включая внимание, но также и воображение.
Морозов убежден, что власть этих крупных компаний настолько широка, что они способны уничтожить инакомыслие, политическое и даже технологическое, еще до того, как они обретут форму. У них настолько сложная система управления, что они могут предсказывать поведение и блокировать его.
Морозов и кризис 2020 года
Евгений Морозов также сказал, что кризис 2020 года выявил два типа технологических «решателей». То есть люди, которые используют технологии и продвигают их как решение практически любой повседневной ситуации или кризиса.
Что ж, в 2020 году, по мнению этого исследователя, они сделали наличие «прогрессивных решений» и «карательных решений». Первые — это те, которые предлагают использовать технологии, чтобы гарантировать, что нормальность не изменится ни в малейшей степени, на том основании, что можно отслеживать случаи заражения.
Сторонники карательных решений — это те, кто распространил идею о том, что целесообразно вводить строго ограничительные меры и обеспечивать их соблюдение с помощью технологий. В обоих случаях это варианты, которые усиливают социальный контроль и утвердить идею, что технология — это окончательный ответ на любую проблему.
Морозов считает, что кризис 2020 года приведет к «решительному государству», гораздо более бдительному и ограничительному, в ущерб более демократичным и творческим решениям. Кризис приобрел акцент на цифрах и результатах, а не на том, почему и как. В остальном все это направлено на спасение только священной мантры нашего времени: рынок.