Почему мы забываем?

Каковы основные причины, по которым мы забываем информацию? Элизабет Лофтус, одна из самых известных на сегодняшний день исследователей памяти, определила четыре основных причины, по которым люди забывают.

# 1 — Неспособность вылечиться

Невозможность получить некоторые данные — одна из самых распространенных причин, по которым мы забываем. Эту неспособность можно объяснить так называемой теорией распада, согласно которой след создается с каждым воспоминанием. Согласно этой теории, со временем эти следы начинают бледнеть и исчезать, если их не восстановить. Однако у этой теории есть проблема, поскольку некоторые исследования показали, что даже воспоминания, которые не были восстановлены, остаются в долговременной памяти.

# 2 — Индукции

Другая теория, которая рассматривает причины забывания, — это теория интерференции, которая предполагает, что воспоминания конкурируют и мешают друг другу. Таким образом, когда информация очень похожа на другую, ранее сохраненную в памяти, более вероятно, что произойдет какое-то вмешательство, которое может быть двух типов: проактивное (когда старая память затрудняет или делает невозможным запоминание новой) и имеет обратную силу (возникает, когда новая информация препятствует возможности вспомнить ранее изученную информацию).

# 3 — Недостаток места для хранения

Иногда потеря информации связана не столько с забыванием, сколько с тем фактом, что она изначально не сохранялась в долговременной памяти. Недостатки кодирования иногда препятствуют поступлению информации в долговременную память.

В известном эксперименте исследователи попросили участников определить правильную монету США из группы неправильных пенсов. Этот тип эксперимента играл с тем фактом, что запоминаются только детали, необходимые для того, чтобы отличить, в данном случае, пенни от других монет, которые были закодированы в долговременной памяти, но не все точные детали.

# 4 — мотивированная забывчивость

Иногда мы можем активно работать, чтобы забыть воспоминания, особенно о травмирующих или огорчающих событиях или переживаниях. Двумя основными формами мотивированного забывания являются подавление (сознательная форма забывания) и вытеснение (бессознательная форма забывания).

Однако не все психологи признают концепцию подавленных воспоминаний. Одна из проблем с вытесненными воспоминаниями заключается в том, что трудно, если не невозможно, с научной точки зрения изучить, подавлялась ли память или нет. Следует также отметить, что умственные действия, такие как репетиция и вспоминание, являются важными способами укрепления памяти, а воспоминания о болезненных или травмирующих жизненных событиях с гораздо меньшей вероятностью будут вспоминаться, обсуждаться или репетироваться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: